Высококвалифицированный персонал - основа качественного консалтинга


По мнению руководителя департамента оценки и экономического анализа компании Terra Docs Invest Михайловой Елены, основной и самой главной задачей в оценочной деятельности на сегодняшний день является повышение качества оценочных работ. 

Эта необходимость продиктована, прежде всего, тем, что в настоящее время от правильности оценки активов различных категорий зависит экономическое положение как отдельных компаний, так и экономики в целом. 

На сегодняшний день существует множество оценочных компаний, готовых предоставлять свои услуги по минимальным ценам, однако, качество таких услуг зачастую оставляет желать лучшего. И в данной ситуации заказчик сталкивается с определенными проблемами, сэкономив на качестве, он теряет время, а в дальнейшем и дополнительные средства на проведение повторной оценки (в случае если, к примеру, некачественная оценка не прошла проверку в различных инстанциях).Проблема демпинга в оценке хорошо известна оценочным компаниям, которые предоставляют услуги с высоким уровнем качества. И низкие расценки на свои услуги может предоставить лишь компания, которая не обеспечивает должного качества оценки. Как говорится, то, что хорошо дешевым не бывает. Это и обуславливает взаимосвязь между проблемами демпинга и качества проведения оценочных работ.

Самая большая сложность заключается в низкой квалификации специалистов, занимающихся оценочной деятельностью. Как показал опыт подбора персонала, зачастую, оценщики, которым приходиться делать оценку, то есть проводить экономико – математические расчеты, анализировать рыночную ситуацию, анализировать доходность и финансово – хозяйственную деятельность предприятия, более того, имеющие длительный опыт оценочных работ, не имеют ни малейшего представления о самых элементарных экономических понятиях.

И в сложившейся ситуации выглядит вполне необходимой реформа образования в области оценки, а также необходимость отбора действительно квалифицированных специалистов на уровне вступления в саморегулируемые организации. Такие как тестирование оценщиков с целью определения уровня экономико – математических и оценочных знаний.

Эти меры необходимы в настоящих условиях, когда основные потребители оценочных услуг, различные крупные компании, предъявляют высокие требования к качеству оценочных работ, кроме того, имеют собственные департаменты оценки, в которых осуществляется проверка выполненных работ, а основными критериями при отборе оценочных компаний являются наличие квалифицированных оценщиков в штате компании, наличие системы менеджмента качества, рейтинги оценочных компаний, наличие международных сертификатов.

Что касается компаний, занимающихся оценочной деятельность, то основной и главной перспективой на будущее является подбор высококвалифицированного персонала. И данная квалификация должна на сегодняшний день подтверждаться не наличием диплома об оценочном образовании и членства в СРО, а реальными знаниями в различных областях экономики, оценки, математики, статистического анализа и прочих дисциплин.

Причем, при выборе персонала необходимо ориентироваться не на имена оценщиков, некоторые из которых на сегодняшний день стали слишком переоцененными, а на реальные знания и практический опыт.

Конечно, помимо квалификации кадров, уровня их знаний, коммуникативной культуры, умения принять на себя ответственность, умения работать в команде и следовать интересам данной команды, для успешного функционирования компании необходимы топ – менеджеры, которые обладают большим багажом всех необходимых знаний и качеств, способные мотивировать персонал, выделять ключевых сотрудников, давать возможность им принимать решения и нести за них ответственность.

Что касается нас, то мы практикуем схему, при которой каждый из ключевых сотрудников может руководить тем или иным проектом, что дает дополнительную мотивацию, стремление к лидерству, и не позволяет попасть в ситуацию застоя, когда подчиненный давно уже перерос по знаниям своего руководителя, но, тем не менее, в силу определенных причин вынужден признавать его лидерство, что в конечном итоге может привести к неудовлетворенности кадров и их оттоку.

Консалтинговые услуги – эта сфера, где основным и главным капиталом по праву является человеческий капитал. Уникальный укомплектованный персонал – вот основной актив. И, как и любой другой актив, он не сможет работать на полную мощность без эффективного управления. Необходимо постоянное развитие, обучение и повышение квалификации сотрудников.

Когда в сфере оценки начнут функционировать только те компании, которые делают главный акцент на качестве предоставляемых услуг, компании, которые тщательно подбирают персонал, которые дают возможность сотрудникам развиваться, тогда проблема демпинга решится сама собой, потому как наличие самого главного актива в оценочной компании – уникального квалифицированного персонала, и как следствие, выполнение оценки на высочайшем уровне требует значительных интеллектуальных и материальных затрат.

В свою очередь, на настоящем этапе, для потребителей оценочных услуг более низкие расценки на проведение оценочных работ в одних оценочных компаниях по сравнению с другими, должны стать тревожным сигналом, показывающем, что вероятнее всего в таких компаниях отсутствует квалифицированный персонал, способный выполнить оценку качественно. Не стоит забывать старую поговорку: «Скупой платит дважды».

Стратегия развития бизнеса по направлению оценка, определена руководителем компании Цымбалом Евгением как основной вектор на рынке сложных работ, где необходимы навыки и знания международных методологий  и нестандартного подхода. В сегменте простых работ (кредитование,  нотариальные действия и т.д.) существует большая конкуренция с плохим качеством услуг и дешёвой стоимостью, от части данные работы не вызывают проблем, т.к. проверяющие инстанции не всегда компетентны. В сегменте сложной оценки – бизнеса, активов для МСФО, НМА и инвестиционных проектов всегда необходимо высокое качество. В данном сегменте заказчик уже более осведомлён о необходимости качества услуг оказывающихся оценщиком и готов оплачивать качество.