Переманивание и увод клиентов: средства борьбы

5 лет назад /

Автор: Виталий Ветров, Партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Проблема. Бизнес-задача. Ситуация. А также масса иных метафор, эпитетов, позволяющих выразить полностью или частично свои неприятные эмоции в отношении переманивания или увода ваших клиентов.

Для некоторых такие ситуации могут быть не только потерей или сокращения бизнеса, необходимостью совершения дополнительных затратных действий по удержанию, возврату или поиску новых клиентов. Но и «голодной» смертью. Особо если вы микро или малый бизнес. 

На днях, мой знакомый бизнесмен пожаловался мне. Он сообщил, что часть его менеджеров по продажам взяли базу клиентов и ушли из компании, создав параллельно юрлицо и переманивают (причем достаточно успешно) его клиентов. 

Могут ли чем-то помочь в такой ситуации юристы и если да, то чем именно? Но сначала чуть оговоримся.

1. Естественно, что кусать локти и думать о том, что «вынесенная» БД могла бы составлять коммерческую тайну (далее КТ) и представлять отдельный объект защиты не вижу смысла. Также бесполезно говорить, что пригодились бы внутренние документы, регламентирующие условия и порядок допуска к КТ, использования информации ее составляющую.

Читайте также
  • Взыскание убытков с директора

2. Также не буду говорить про различные технические, организационные и прочие средства защиты.

3. Будем исходить, что сама по себе база данных, которая была вынесена, как результат интеллектуальной деятельности также не представляет из себя ценности или у нас нет на нее прав, или мы считаем, что шансы доказать неправомерное использование нереалистичны. Допустим, база данных это всего лишь файл в экселе.

4. Помимо этого, опустим варианты, когда увод осуществляет участник компании или ее единоличный исполнительный орган. Тут появляется вариант для исключения и взыскания убытков.

5. Исключим из обсуждения вопросы по доказыванию, стратегию и тактику, а также вопросы исполнения актов органов власти. 

С учетом этого, ответ на поставленный вопрос утвердительный. Помочь можно. В качестве возможных средств реагирования могут быть следующие действия: 

а) если расценивать поведение конкурента на рынке как акт недобросовестной конкуренции, то стоит зайти в антимонопольный орган. Напомню, что о ст.4 Закона о защите конкуренции. 

б) если расценивать действия конкурента как злоупотребление правом, то п.4 ст.10 ГК РФ предусматривает взыскание убытков. Напомню, что и реального ущерба, и упущенной выгоды. Маловероятно, что в суде вас будут ждать с распростертыми объятиями, но способ защиты есть. Причем закон и практика отчасти облегчает процесс взыскания убытков. Согласно п.4 ст.393 ГК РФ Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства. 

3) если действия конкурента будут сопровождаться распространением недостоверной информации, порочащей деловую репутацию, то пригодится и ст.152 ГК РФ. 

Остается только теперь понять, насколько сам бизнес готов к решению таких задач с помощью указанных способов. 

Назад

Есть бизнес – задача? Доверьте ее решение нам!

Оставьте заявку на бесплатную консультацию.

Заполните указанные ниже поля или позвоните по бесплатному номеру 8 (800) 200 - 33 - 08, чтобы один из наших специалистов мог связаться с Вами и ответить на все вопросы, связанные с оценкой бизнеса или другими нашими услугами. Это абсолютно бесплатно.

Отправляя заполненную форму, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.

Другие материалы рубрики

7 лет назад / Финансы и аудит

«Нужно создать новую интеллектуальную среду — образ мышления, который завтра будет влиять на экон...

7 лет назад / Финансы и аудит

Руководитель отдела МСФО — 2016: кто он и к чему стремится? Результаты опроса

7 лет назад / Финансы и аудит

Оценка стоимости актива методом автоэквивалентности