Процедуры сбора и подтверждения аудиторских доказательств. Прикладные средства и методы внутреннего аудита

5 лет назад /

Автор: Евгений Зверев, CIA, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»

Читайте предыдущие статьи цикла Института внутренних аудиторов «Введение во внутренний аудит»:

  1. Понятие внутреннего аудита и различие между внешним и внутренним аудитом

  2. Внутренний аудит: риски и контроли

  3. Виды внутреннего аудита

  4. Линии защиты компании. Гарта гарантий

  5. Стандарты внутреннего аудита и методические документы для внутреннего аудитора

  6. Необходимые навыки внутренних аудиторов

  7. Планирование во внутреннем аудите

Процедуры сбора и подтверждения аудиторских доказательств нацелены на получение необходимой информации об объекте, активе, обязательстве, действиях, доходах, расходах и проч., относящихся к организации.

Сбор данных (в соответствии с целями аудиторского задания) может осуществляться разными методами:обследование, анкетирование, опрос, интервьюирование (устное общение), наблюдение, использование контрольного листа (чек-лист/вопросник), выборочное обследование. О выборочном обследовании стоит сказать отдельно. В силу ограниченности во времени и средствах не всегда бывает возможным протестировать каждый элемент, подлежащий аудиту, поэтому внутренние аудиторы часто используют выборочное обследование. С помощью выборочного обследования внутренний аудитор анализирует только часть из имеющихся элементов (выборку), а затем делает вывод обо всей совокупности элементов.

В стандартах 2310 и 2320 Международных стандартов профессиональной практики внутреннего аудита (Стандарты; см. Главу 6 настоящего Пособия) подробно изложены подходы к анализу и оценке данных. Предлагаем вам выдержки из данных Стандартов:

Анализ и оценка: «Внутренние аудиторы должны формулировать выводы и представлять результаты задания на основе соответствующего анализа и оценки информации».

  • Методы с использованием компьютера. Компьютеры используются на всех этапах аудиторского задания, начиная с этапа планирования и заканчивая проведением всех необходимых работ и сообщением результатов. С развитием ИТ и возрастанием рисков при их применении внутренний аудит осуществляет глубинный анализ данных (Data Mining); производит тестирование компьютерных систем любого назначения; применяет компьютеризированные методы аудита.

  • Анализ данных в электронных таблицах. Электронные таблицы являются интенсивно используемыми стандартными компьютерными приложениями. Их широкое применение требует от внутренних аудиторов экспертных знаний в части эксплуатации электронных таблиц, умения поддержания их в рабочем состоянии и их «слабых мест».

  • Аналитические процедуры. Здесь изучается ожидаемая взаимосвязь между двумя показателями, при этом, изучая эти показатели вместе, необходимо определить, являются ли они (либо их взаимные изменения) разумными (приемлемыми). В ходе выполнения аналитической процедуры внутренний аудитор должен определить приемлемый уровень отклонений от ожидаемых показателей и расследовать причины отклонений.

    Внутренние аудиторы могут осуществлять аналитические процедуры разными способами, используя: денежные показатели, физические значения, пропорции и проценты. Аналитические процедуры помогают выявить обстоятельства, требующие проведения дополнительного сбора информации.

  • Выявление причинно-следственных связей. Анализ причинно-следственных связей заключается в выявлении причин возникновения проблемы (в отличие от только идентификации проблемы или сообщения о ней). Данный подход обеспечивает долгосрочную перспективу для усовершенствования бизнес-процессов.

  • Бенчмаркинг3 (сопоставительный анализ на основе эталонных показателей) - это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования сторонней компании с целью улучшения собственной работы. Обычно за образец принимают, условно, лучшую продукцию и маркетинговый процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования её собственных продуктов и методов работы.

  • Блок-схема. Распространенный тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями, указывающими направление последовательности. Их можно эффективно использовать для того, чтобы лучше понять и описать систему внутреннего контроля компании или определить области, которые требуют внутреннего контроля.

  • Диаграмма информационных потоков (Data Flow Diagrams — DFD) - представляет собой иерархию функциональных процессов, связанных потоками данных. Цель такого представления – продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими процессами.

  • Описание этапов процесса. При использовании этого метода контрольные процедуры описываются в форме отчета, как изложение фактов.

Стандарт 2310 — Сбор информации: «Внутренние аудиторы должны собрать достаточный объем надежной, уместной и полезной информации для достижения целей задания».

  • Достаточность информации - объем информации (достаточное количество данных), который основывается на достаточном количестве фактов и убедителен настолько, что здравомыслящий и информированный пользователь на ее основании придет к тем же выводам, что и аудитор.

    В оценку принимается целый набор факторов:

    • оценка источника аудиторских доказательств;

    • эффективность системы внутреннего контроля компании;

    • существенность информации4;

    • присущий риск5.

  • Надежная информация - это наиболее полная и заслуживающая доверия информация, которую возможно получить, применяя надлежащие аудиторские процедуры.

    Степень надежности аудиторских доказательств можно разделить на три уровня:

    • первый («наиболее достоверно и убедительно»): физическое обследование, подтверждение, внешняя документация (получена непосредственно от третьей стороны), повторный «прогон» аудитором бизнес-процесса;

    • второй: внутренняя документация при эффективной системе внутреннего контроля, наблюдение, аналитические процедуры с использованием достаточного количества исходных данных;

    • третий («наименее достоверно и убедительно»): внутренняя документация при неэффективной системе внутреннего контроля; опросы персонала субъекта аудита, аналитические процедуры с использованием недостаточного количества исходных данных.

  • Уместная информация – информация, которая подтверждает наблюдения и рекомендации и соответствует целям задания и относится к объекту аудита.

  • Полезная информация – информация, которая помогает организации достигать своих целей.


1 В процессе: анализа проверяется собранная информация с целью увидеть тенденции, отклонения от нормы и иные особенности.

2 В процессе интерпретации данных внутренний аудитор делает выводы (заключения) в отношении выявленных тенденций, отклонений от нормы и других интересных особенностей.

3 Бенчмаркинг (от англ. Benchmarking) - эталонное тестирование.

4 относительная значимость (важность) вопроса в контексте аудиторского задания

5 риск для достижения целей в отсутствие каких-либо действий менеджмента для изменения вероятности возникновения или степени воздействия данного риска

Назад

Есть бизнес – задача? Доверьте ее решение нам!

Оставьте заявку на бесплатную консультацию.

Заполните указанные ниже поля или позвоните по бесплатному номеру 8 (800) 200 - 33 - 08, чтобы один из наших специалистов мог связаться с Вами и ответить на все вопросы, связанные с оценкой бизнеса или другими нашими услугами. Это абсолютно бесплатно.

Отправляя заполненную форму, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.

Другие материалы рубрики

7 лет назад / Финансы и аудит

Неожиданные последствия неуведомления о счете в иностранном банке

7 лет назад / Финансы и аудит

Аудиторы нашли нарушения. Грозит ли увольнение главному бухгалтеру в связи с утратой доверия?

7 лет назад / Финансы и аудит

Схема дробления бизнеса: признаки и риски