Введение в МСФО. Различия принципов учета и отчетности в разных странах, проблемы их гармонизации. Проблемы адаптации МCФO в России

12 лет назад /

Автор: Канбекова Э. А.,бухгалтер, Acsour

МСФО введены в действие на территории РФ с ноября 2011 г. Российские компании пока еще не готовы перейти на стандарты, принятые и используемые в мировом бизнес-сообществе.

Несколько лет Россия шла к внедрению МСФО. С вступлением в ВТО процесс интеграции ускорится, но предстоит свести к минимуму значительные различия в принципах учета и целях представления финансовой отчетности.

Введение в МСФО

Понятие «Международные стандарты финансовой отчетности» включает совокупность следующих документов:

  • Концепция финансовой отчетности,
  • Стандарты (IAS, IFRS),
  • Интерпретации Стандартов ( SIC, IFRIC).

Концепция финансовой отчетности (The Conceptual Framework for Financial Reporting) определяет цели финансовой отчетности, качественные характеристики информации, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятие капитала и концепций поддержания капитала.

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов, регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. Они не регламентируют ни план счетов, ни бухгалтерские проводки, ни формы первичных документов и учетных регистров.

Также следует понимать различия между правилами ведения учета и правилами составления и представления отчетности. Существуют стандарты, которые действительно говорят о составлении и представлении отчетности, но есть и такие, в которых написано, что их цель - установить порядок учета тех или иных активов или обязательств.

Интерпретации Международных стандартов финансовой отчетности (Interpretations of International Accounting Standards) разъясняют положения стандартов, содержащих неоднозначные или неясные решения.

Немного из истории

С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности ( Board of the International Accounting Standards Committee) ( IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards ( IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). В апреле 2001 года IASB принял существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS.

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом, с 2010 года транснациональные американские компании начали в обязательном порядке предоставлять отчётность по МСФО. Предполагается, что с 2014 года формирование отчётности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний.

В России в 1998 году была принята «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО», согласно которой целью реформирования учета было признано его приведение в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В частности, по этой программе, банковская сфера как один из наиболее важных общественно-значимых институтов была переведена на МСФО в соответствии с директивами Центробанка с 1 января 2004 г., с 2005 года все кредитные организации обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

За прошедшее время в России было утверждено двадцать новых положений и десяток методических указаний по бухгалтерскому учету, ориентированных на требования МСФО, введен новый план счетов, пересмотрены нормы гражданского, налогового, таможенного законодательства.

В феврале 2011 года вышло «Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 №107)

А в ноябре 2011 года вышел Приказ «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (от 25 ноября 2011 г. N160н).

Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ.

Почти все представители финансовой и экономической сферы не раз слышали об этих стандартах, но не все знают и понимают, что они из себя представляют, как их применять, с какими трудностями можно столкнуться и к чему приведет переход на МСФО в России.

Ниже приведена таблица соответствия МСФО и ПБУ.

МСФО (IAS, IFRS)

ПБУ

1

МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"

2

МСФО (IAS) 2 "Запасы"

ПБУ 5/01 "Учет Материально-производственных запасов"

3

МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств"

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"

4

МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки"

ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"

5

МСФО (IAS) 10 "События после отчетной даты"

ПБУ 7/98 "События после отчетной даты"

6

МСФО (IAS) 11 "Договоры подряда"

ПБУ 2/94 "Учет договоров на капитальное строительство"

7

МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль"

ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"

8

МСФО (IAS) 14 "Отчетность по сегментам"

ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам"

9

МСФО (IAS) 16 "Основные средства"

ПБУ 6/01 "Учет основных средств"

10

МСФО (IAS) 17 "Аренда"

нет

11

МСФО (IAS) 18 "Выручка"

ПБУ 9/99 "Доходы организации"

12

МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам"

нет

13

МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи"

ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи"

14

МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов"

ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"

15

МСФО (IAS) 23 "Затраты по займам"

ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию"

16

МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах"

ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах"

17

МСФО (IAS) 26 "Учет и отчетность по пенсионным планам"

нет

18

МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность"

нет

19

МСФО (IAS) 28 "Учет инвестиций в ассоциированные компании"

нет

20

МСФО (IAS) 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции"

нет

21

МСФО (IAS) 30 "Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждений"

нет

22

МСФО 31 "Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности"

ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности"

23

МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации"

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"

24

МСФО (IAS) 33 "Прибыль на акцию"

нет

25

МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность"

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"

26

МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов"

нет

27

МСФО (IAS) 37 "Резервы, условные обязательства и условные активы"

ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности"

28

МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы"

ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов"

29

МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка"

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"

30

МСФО 40 "Инвестиционная собственность"

нет

31

МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство"

нет

32

МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО"

нет

33

МСФО (IFRS) 2 "Выплаты долевыми инструментами"

нет

34

МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнеса"

нет

35

МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования"

нет

36

МСФО (IFRS) 5 "Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращенная деятельность"

ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"

37

МСФО (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых"

нет

38

МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации"

нет

39

МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты"

нет

МСФО 14 и МСФО 30 на данный момент не введены в действие на территории РФ.

Официальный перевод МСФО на русский язык можно найти на официальном сайте www.IFRS.org, а также в консультационно-правовых системах.

Paзличия пpинципoв yчeтa и oтчeтнocти

Самое важное и основное отличие между российскими стандартами и международными - это абсолютно разный подход к учету.

В МСФО существует несколько основных принципов: принцип справедливой стоимости, принцип преимущества экономического содержания над правовой формой, принцип прозрачности и принцип соответствия. Рассмотрим каждый из них.

1. Принцип справедливой стоимости заключается в том, что согласно МСФО, пользователь информации может узнать стоимость предприятия на сегодняшний день, то есть реальную цифру. Для этого, возможно, понадобится списать неликвидные средства, например, станки, которые уже не используются несколько лет, либо сделать корректировку стоимости на инфляционную составляющую. Да, это кропотливый труд, так как необходимо проанализировать ни один документ и ни одну цифру, но это того стоит. В российском же учете показывается остаточная стоимость.

2. Второй принцип означает, что операции и другие обстоятельства и события подлежат учету и представлению в отчетности в соответствии с их содержанием, а не исходя из их юридической формы. Это, согласно МСФО, позволяет повысить надежность финансовой отчетности. То есть у объекта хозяйственной деятельности существует приоритет экономического содержания над правовой формой. Этот момент соответствует общей концепции МСФО, но является не совсем корректным, так как экономическая составляющая должна соответствовать правовой, ведь эти два понятия находятся в неразрывной связи друг с другом.

Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», «достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету». Таким образом, в российском учете порядок подготовки отчетности основан на исполнении инструктивных положений и требований регулирующих органов.

Рассмотрим несколько примеров:

Пример 1.

На предприятии пришли в негодность основные средства, либо истек срок их полезного действия. Их необходимо списать. Но в силу того, что нет необходимой документации, это сделать невозможно, поскольку только документ является основанием для списания. При этом руководство компании понимает, что такие объекты уже не существуют по указанной балансовой стоимости.

Пример 2.

Предприятию стало известно, что числящаяся на его балансе дебиторская задолженность является безнадежной к взысканию. Для ее списания в российском учете требуется выдержать срок исковой давности 3 года, либо признания должника банкротом. По международным стандартам для списания такой задолженности в состав расходов не требуется формального подтверждения.

3. В соответствии с концепцией прозрачности по МСФО в отчетности должна быть раскрыта достаточная информация для внешних пользователей, то есть должны быть отображены все существенные моменты в деятельности организации. В российском же бухучете такие требования не являются настолько строгими, более того, некоторые данные, такие как сведения о связанных сторонах или об условных фактах хозяйственной деятельности практически всегда игнорируются. Все дело в том, что российские организации формируют отчетность в основном для налоговых органов и государства, а не для инвесторов и финансовых институтов (банков, бирж).

4. МСФО предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации.

Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.

Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность в соответствии с российской системой учета, используется органами государственного управления и статистики. Эти группы пользователей имеют различные интересы и различные потребности в информации. Поэтому, и принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

Применение МСФО, выходит за пределы учетного процесса, и требует консультаций и участия не только бухгалтерских работников, но и аналитиков, менеджеров, юристов, оценщиков, экономистов. Российские же ПБУ предназначены в основном для бухгалтеров, а отчетность - для контролирующих органов.

Финансовая отчетность - это структурированное представление финансового положения и финансовых результатов деятельности организации.

Цель финансовой отчетности, подготовленной по МСФО - представить информацию о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движении денежных средств, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений.

Ниже в таблице представлены основные отличия между МСФО и РПБУ в части финансовой отчетности:

МСФО

РСБУ

Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности

Представление информации об организации, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.

Нет указания на внешних пользователей.

Формы бухгалтерской отчетности

Отчеты формироваться исходя из предлагаемых в МСФО 1 вариантов построения финансовой отчетности и разрабатываться организациями самостоятельно.

Российские формы отчетности зачастую не отличаются от рекомендуемых.

Представление дополнительной информации, сопутствующей финансовой отчетности

Содержит информацию о представление финансовых обзоров руководства в виде отчета, который может включать анализ ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.

Классификация активов и обязательств

Предусматривают возможность компаний группировать активы и обязательства как долгосрочные и краткосрочные, с учетом внутренней группировки их по степени ликвидности.

Не установлена такая возможность.

Критерии признания дохода

Упор делают на экономическое содержание сделки, т.е. передача рисков и вознаграждений.

Главное — произошел переход права собственности или нет.

Себестоимость реализованной продукции

Коммерческие расходы и, в общем случае, общехозяйственные расходы не рассматриваются как непосредственно связанные с приобретением и производством товаров, и, следовательно, не включаются в себестоимость производства.

Коммерческие расходы и общехозяйственные расходы могут включаться в состав себестоимости реализованной продукции, если это предусмотрено учетной политикой.

Учет бартера

Если товары или услуги обмениваются на другие однородные и аналогичные по стоимости товары. или услуги, такая сделка не признается реализацией.

Бартерные операции всегда рассматриваются как реализация.

Отражение доходов и расходов

Выручка и расходы по неосновной деятельности должны показываться свернуто.

Доходы и расходы, полученные и понесенные по разным операциям, отражаются развернуто.

Проблемы адаптации МСФО в России

Все организации в России можно поделить на 2 категории: компании с прозрачным управлением и финансовой отчетностью и компании, у которых корпоративное управление только набирает обороты. Конечно, применение МСФО в первой категории произойдет быстрее и проще, чем во второй.

МСФО приводят корпоративное управление, финансовый менеджмент к одному формату, который может быть принят бизнес-сообществом в любой стране мира.

Это, если хотите, можно сравнить со вступлением России в ВТО. Медленными, но верными шагами Россия достигла все-таки своей цели, хотя были и остаются как противники вступления, так и сторонники. Но, в любом случае, Россия является частью мировой экономики, поэтому и необходимо стремиться к интернациональным единым стандартам и требованиям.

Сложность перехода на МСФО В России заключается в том, что МСФО составляются зарубежным комитетом в Великобритании. Наша правовая база меняется нашими законодателями, изменения же Комитета по МСФО должны будут автоматически приняты российским законодательством, что ставит Россию в полную зависимость от решений британского органа. И даже в случае принятия, будет иметь место временное отставание, так как существует определенный временной лаг между утверждением изменений Комитетом по МСФО и утверждением новых требований в национальном законодательстве.

При переходе на МСФО компании приобретут иностранные инвестиции, высокую информативность отчетности и полезность для пользователей. Также это необходимо для дочерних компаний с иностранным капиталом для включения трансформированной финансовой отчетности в консолидированную отчетность материнских компаний.

Иностранные инвесторы зачастую побаиваются и не готовы всерьез прийти на российский рынок, пока не увидят улучшений в части корпоративной прозрачности.

В России, как было сказано выше, отчетность формируется, в основном, для государственных органов, в частности для налоговых и статистических. Отчетность согласно МСФО отвечает интересам рыночной экономики. Отчетность по РСБУ четко стандартизирована, а по МСФО - в каждом финансовом институте уникальна и неповторима. Поэтому, можно сказать, что то, что понятно государству, как регулирующему органу, то не поймет инвестор.

Для того чтобы угодить и тем, и другим, видится следующее решение проблемы: составлять 2 формы финансовой отчетности. Такой способ принят во многих странах Европы. И он является довольно действенным, хоть и более трудоемким. Или, возможно, придумать такую отчетность, которая будет совмещать в себе данные для внутреннего регулятора и внешних пользователей.

В любом случае, должны существовать специальные внутренние стандарты финансовой отчетности, что является обычной практикой в мировой финансовой системе, поскольку связано с необходимостью защиты внутренних финансовых интересов.

МСФО позволит показывать достоверную, непредвзятую и прозрачную отчетность, которая будет отражать реальную картину деятельности предприятия. Основываясь на МСФО и собственное профессиональное мышление, бухгалтер сможет прийти к нужному решению, а не искать лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения.

МСФО, с одной стороны, не являются жесткими и строгими стандартами и позволяют принимать решения самим бухгалтерам, но в то же время они несут в себе глубокий смысл.

Естественно, переход на МСФО – это затратная часть бюджета компании, которая будет включать в себя и переобучение сотрудников, и программное обеспечение, и аудит отчетности. Но затраты на начальном этапе могут принести большие доходы в будущем.

Переход российских компаний на МСФО важен не только инвесторам, но и руководству компаний, и государству.

Государству это важно, так как организации, применяющие МСФО, будут привлекать иностранных клиентов, соответственно, это оживит российскую экономику и увеличит поступления в бюджет.

Руководство компаний будет получать достоверную, полную и объективную информацию финансовой отчетности, не прибегая к дополнительным аналитическим операциям.

Конечно, в каждой системе есть свои и достоинства, и недостатки. Чем глубже начинаешь разбираться в проблеме перехода на МСФО, тем больше возникает вопросов о целесообразности данного перехода.

Что касается прозрачности и достоверности, то всегда найдутся заинтересованные лица, которые будут способны показать отчетность в том виде, в котором им выгодно. И все же, любые стандарты ориентируются на добросовестных исполнителей.

Если говорить о практическом применении МСФО в российских компаниях, то можно сказать, что быстрого перехода не получится. На текущий момент отчетность будет составляться согласно РСБУ, затем трансформироваться в отчетность по МСФО. При трансформировании возникнет достаточно много проблем, так как это не просто перевести понятия, это переход на другую систему, что является непростой задачей.

Лишь немногие компании ведут учет по МСФО и РСБУ параллельно. С одной стороны, это упрощает в конечном счете формирование отчетности, а с другой, требует большого количества специалистов и соответствующее программное обеспечение, позволяющее осуществлять учет в соответствии с новыми принципами.

Нет хороших и плохих систем. Каждая система имеет ряд положительных и отрицательных моментов. И то, что существовало десятилетия, очень сложно переделать. Тем не менее, лед тронулся. Россия на сегодняшний день как никогда близка к переходу на МСФО. Со вступлением России в ВТО, процесс интеграции МСФО будет ускоряться.

Но для того, чтобы система работала, предстоит много сделать. Подготовка надежного фундамента займет, возможно, еще ни один год. Но будем надеяться, что любые изменения принесут компаниям и государству только пользу.

Назад

Есть бизнес – задача? Доверьте ее решение нам!

Оставьте заявку на бесплатную консультацию.

Заполните указанные ниже поля или позвоните по бесплатному номеру 8 (800) 200 - 33 - 08, чтобы один из наших специалистов мог связаться с Вами и ответить на все вопросы, связанные с оценкой бизнеса или другими нашими услугами. Это абсолютно бесплатно.

Отправляя заполненную форму, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.

Другие материалы рубрики

7 лет назад / Финансы и аудит

Возврат готовой продукции

7 лет назад / Финансы и аудит

Консультанты впереди

7 лет назад / Финансы и аудит

Чудеса жульничества инвестиционного банка Morgan Stanley (США) в бизнес-моделировании для определ...