ТОП заблуждений об аудите
Александр Иванов
www.reg-audit.ru
Сегодня редкая фирма может обойтись в процессе осуществления деятельности без периодических аудиторских проверок. Такие процедуры позволяют определить достоверность данных бухгалтерского учета, отчетности, оценить финансово-хозяйственную деятельность компании на предмет рентабельности, выявить ошибки учета, иные нарушения.
Услуги аудита с каждым годом становятся все более востребованными. Растет популярность необязательного или инициативного периодического аудита. Многие бизнес-структуры проходят экспресс-проверки перед выездными налоговыми проверками. Аудит носит возмездный характер и считается процедурой исключительно полезной, в ряде случаев – необходимой. В его отношении распространено несколько типичных заблуждений, мифов.
Первым и самым частым заблуждением заказчиков аудиторских услуг является определение предмета оценки. Клиенты аудиторов считают, что специалисты должны оценивать полноту и правильность расчета налогов. На самом деле задачами аудиторов являются определение рисков до начисления налогов, расчет суммы процентов. На основании данных проверки специалистами составляются рекомендации относительно исправления ошибок и оптимизации отчислений. Воспользоваться ими или нет, готовить ли корректировки к уже сданным отчетам – дело руководителя компании-заказчика.
Второй распространенный миф касается специфики оценки учетных ошибок и их фиксации аудиторами. Для специалистов важно правильно определить существенность, то есть ту сумму, которая для юридического лица будет значимой. В отчете указываются только существенные ошибки. Они же берутся за основу при составлении рекомендаций по оптимизации учета.
Третий оценочный миф тоже встречается часто. Он касается формата проведения проверки. Считается, что аудиторы проверяют все, как, например, налоговики. На самом деле аудиторская проверка осуществляется по определенной выборке.
Некоторые руководители предприятий считают аудит бессмысленной тратой средств. На самом деле вложения будут эффективными, если:
-
правильно сформулированы цели проверки;
-
четко определен желаемый конечный результат.
Иными словами, заказчик услуг должен понимать, зачем ему нужна аудиторская проверка, что он хочет в итоге получить. В таком случае аудиторы будут работать в нужном ключе и станут надежными помощниками бухгалтерии руководства компании. Рекомендации специалистов помогут разрешить спорные экономические, отдельные юридические вопросы, минимизировать риски заключения сомнительных сделок и потери деловой репутации.
Принято считать, что аудит позволяет разоблачить внутренних мошенников компании, с гарантией 100% выявить факты хищения. Следует отметить, что это заблуждение, но лишь отчасти. Масштабный комплексный аудит действительно способен вскрыть нелегальные схемы в компании. Экспресс проверка преследует, как правило, иные цели.
Существует и распространенный кадровый миф на предмет аудиторской проверки. Считается, что она ничем не грозит персоналу проверяемой организации. На самом деле аудит выявляет ошибки в работе бухгалтерии, которые так или иначе указывают на уровень компетентности и ответственности специалистов. При выявлении серьезных недочетов бухгалтер вполне может потерять доходное место. Соответственно, по меньшей мере безрассудно не готовиться к предстоящей аудиторской проверке.