Если автономное учреждение решило провести аудит

7 лет назад /

Автор И. Е. Иванова

Журнал "Руководитель автономного учреждения" № 11/2016

Может ли АУ заключить договор на проведение инициативного аудита с индивидуальным аудитором? Будет ли выдано аудиторское заключение, если АУ намерено провести аудит только налоговой отчетности?

Вопрос

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих ему услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ)). Часть 3 его ст. 5 предусматривает лишь одно исключение относительно круга лиц, осуществляющих подобные независимые проверки: если необходимо провести обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности, в этих случаях аудит проводится только аудиторскими организациями.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (ч. 3 ст. 6 Закона № 307-ФЗ). В частности, в п. 22 ФСАД 1/2010[1] сказано, что заключение подписывается:

  • руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего данное заключение;
  • индивидуальным аудитором – подпись должна включать его фамилию и инициалы.

Таким образом, автономное учреждение может заключить договор на оказание аудиторских услуг с индивидуальным аудитором, который и подпишет аудиторское заключение для АУ. При этом при заключении указанного договора учреждению целесообразно проверить, является ли аудиторская организация, индивидуальный аудитор членом саморегулируемой организации аудиторов (на дату заключения договора). Соответствующий реестр опубликован на сайте Минфина[2].

Вопрос

Из анализа норм Закона № 307-ФЗ следует, что наряду с обязательным аудитом (проводится в случаях, указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ) субъекты хозяйственной деятельности вправе проводить аудит по своей инициативе (инициативный аудит).

Читайте также
  • Аудит бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения
  • Сроки хранения документов бухгалтерского и налогового учета
  • За какой срок налоговая может затребовать документы при проверке контрагента?
  • Образец аудиторского заключения
  • Аудиторское заключение в статистику

В свою очередь, согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на аудиторские услуги. То есть АУ вправе включить в состав расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль затраты на проведение инициативного аудита – при условии, что такие затраты экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Вопрос

Требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудита отчетности, содержащей систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления, определены ФСАД 8/2011[3]. В силу пп. «а» его п. 2 данный стандарт применяется при проведении аудита отчетности, составленной по специальным правилам, в частности, по правилам налогового учета.

В ходе независимой проверки аудитор должен выявить, не противоречат ли специальные правила составления отчетности установленным правилам составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если аудитор обнаруживает такое противоречие, ему необходимо определить, раскрыто ли оно должным образом в отчетности, составленной по специальным правилам. Если же указанное противоречие должным образом не раскрыто, аудитору нужно модифицировать свое мнение в аудиторском заключении (п. 4 ФСАД 8/2011).

К сведению

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности отчетности. Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что отчетность отражает достоверно во всех существенных аспектах финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами составления отчетности.

Иными словами, аудируемое лицо (в данном случае автономное учреждение) вправе получить от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг.

Отметим, что в такое заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, должна входить привлекающая внимание часть, содержащая указание на то, что отчетность составлена в соответствии со специальными правилами и, следовательно, может быть неприменима для использования в иных целях (п. 10 ФСАД 8/2011).

Вопрос

В силу ч. 6 ст. 5 Закона № 307-ФЗ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ) сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в ЕФРСФД ЮЛ заказчиком аудита. При этом в сообщении должны быть указаны:

  • аудируемое лицо и идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора, идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН (для юридических лиц), СНИЛС при их наличии);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Исключение из этого правила – сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, и иные случаи, установленные федеральным законом.

Данная поправка вступила в силу 1 октября 2016 года и ее действие распространяется на все организации, подлежащие обязательному аудиту. Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, утвержден ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Что касается аудита бухгалтерской отчетности автономного учреждения, действующим законодательством такая обязанность не предусмотрена.

В то же время требование об обязательном проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности может быть установлено решением наблюдательного совета автономного учреждения. В силу п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) наблюдательный совет АУ рассматривает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации. Данные решения совета обязательны для исполнения руководителем АУ.

Однако проведение обязательного аудита в соответствии с Законом № 307-ФЗ и на основании Закона № 174-ФЗ – не одно и то же. Поэтому с учетом сказанного считаем, что у заказчика аудиторских услуг (автономного учреждения) не возникает обязанность по регистрации названного действия в ЕФРСФД ЮЛ.

Вопрос

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения утвержден Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. В силу п. 408 данного перечня аудиторское заключение по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит постоянному хранению.


[1] Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2010 № 46н.

[2] См. minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/auditors.

[3] Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 8/2011) «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам», утв. Приказом Минфина РФ от 16.08.2011 № 99н.

[4] См. www.fedresurs.ru/Messages.

Назад

Есть бизнес – задача? Доверьте ее решение нам!

Оставьте заявку на бесплатную консультацию.

Заполните указанные ниже поля или позвоните по бесплатному номеру 8 (800) 200 - 33 - 08, чтобы один из наших специалистов мог связаться с Вами и ответить на все вопросы, связанные с оценкой бизнеса или другими нашими услугами. Это абсолютно бесплатно.

Отправляя заполненную форму, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.

Другие материалы рубрики

5 лет назад / Финансы и аудит

Соблюдение требований закона как составляющая успешного бизнеса

5 лет назад / Финансы и аудит

Учет аренды в соответствии с МСФО 16

5 лет назад / Финансы и аудит

Финансовый менеджмент автономных учреждений в 2019 году