Об обязательном аудите в 2018 году
Автор: Дарья Перковская, Директор Департамента аудита АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Опубликовано в журнале "Финансовый директор"
Таблица Минфина конкретизирует перечень случаев проведения обязательного аудита и является очень хорошей, рабочей «палочкой-выручалочкой» для определения наличия необходимости проведения обязательного аудита для аудируемых лиц.
Обязательный аудит необходимо проводить не только по основаниям, указанным в пп.1-5 п.1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, но, также, если такая обязанность содержится в ином федеральном законодательстве, регулирующем деятельность той или иной организации (пп.6 п.1 статьи 5).
Перечень Минфина содержит все возможные случаи обязательного аудита, вытекающие как из Закона об аудиторской деятельности, так и из иных Федеральных законов (например, Об акционерных обществах, О некоммерческих организациях, О банках и банковской деятельности и т.д.)
С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие Международные стандарты аудита (МСА), в связи с чем Федеральные стандарты утратили силу для всех договоров на аудит, заключенных с 1 января 2017 года.
Теперь формат аудиторского заключения установлен МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности».
Структура заключения кардинально поменялась. Мнения аудитора, которое ранее формулировалось в самом конце Заключения, теперь указывается первым разделом. Далее следуют знакомые пользователям разделы с Основанием для выражения мнения и ответственностью Аудитора и Аудируемого лица. Дополнительно в заключение могут быть включены разделы с Важными обстоятельствами и Прочей информацией. Также как и в случае с Мнение аудитора, эти разделы подняты выше (ранее они представлялись в конце Аудиторского заключения.
- Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год
- Если автономное учреждение решило провести аудит
Аудиторское заключение дополнилось новым разделов – Ключевые вопросы аудита. данный раздел призван повысить информационную ценность аудиторского заключения путем большей прозрачности проведенного аудита.
Ключевые вопросы аудита – это те вопросы, которые требовали от аудитора особого внимания при проведении аудита. В аудиторском заключении описывается:
-
почему вопрос был рассмотрен как наиболее значимый для аудита и идентифицирован, как ключевой
-
как именно этот вопрос был изучен в ходе аудита (обзор выполненных аудитором процедур, результаты процедур, основные наблюдения по данному вопросу).
Таким образом, ключевой вопрос аудита – это не оговорка! Это информация, которую аудитор подтверждает, но, в силу ее значимости, дополнительно раскрывает в аудиторском заключении, какими именно процедурами он подтвердил достоверность этой информации.
Этот раздел обязателен в аудиторских заключениях организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. Для остальных организаций аудитор сам принимает решение об информировании в Аудиторском заключении о Ключевых вопросах аудита.
Перечень организаций, которые обязаны выбирать аудитора (как и осуществлять иные закупки) на открытых конкурсах закреплен:
-
Федеральным законом 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
-
Федеральным законом 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Перечень организаций, которые обязаны осуществлять закупку, а том числе аудиторских услуг, через открытые конкурсы зафиксирован этими законами и включает в основном государственные компании, государственные и муниципальные органы управления, ГУПы, бюджетные учреждения и т.д.
Это необходимое требование Закона об аудиторской деятельности для:
-
организаций, ценные бумаги которых допущены к торгам
-
кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов
-
организаций, в уставных капиталах которых доля госсобственности составляет более 25%
-
государственных корпораций, государственных компаний. Публично-правовых компаний
-
организации, отчетность которых включается в проспект ценных бумаг
-
организации, формирующие консолидированную отчетность
Данное требование установлено п. 4.1. Статьи 23 «Заключительные положения» закона об аудиторской деятельности. В соответствии с этим пунктом, аудиторы с аттестатами, выданными на основании закона 119-ФЗ Об аудиторской деятельности имеют право проводить аудит в соответствии с типом имеющегося у них аттестата, за исключением участия в аудите организаций, указанных в части 3 статьи 5 закона 307-ФЗ.
Прямой ответственности за не проведение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено.
Не предоставление заключения в Росстат чревато не существенными санкциями в сумме 3-5 тыс.руб. на организацию и 300-500 руб. на ответственное лицо (статья 19.7 КоАП).
Также можно сюда «притянуть» грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности по статье 15.11 КоАП (5-10 тыс.руб.).
Самые существенные санкции на текущий момент связаны с требованием о раскрытии информации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Это касается только акционерных обществ (как ПАО, так и АО), которые в соответствии со статьей 15.19 КоАП за нарушение правил раскрытия заключения по аудиту могут быть оштрафованы:
-
на 30-50 тыс.руб. на должностных лиц
-
на 700-1000 тыс.руб. на общество.