Соблюдение требований закона как составляющая успешного бизнеса
Автор: Елена Миронова, юрист-аналитик юридической фирмы «Ветров и партнеры»
Успешный бизнес возможно построить не столько и не только имея уникальный товар, хороший навык продавца, деловые связи и в принципе то, что называют коммерческой жилкой.
Успешный бизнес в современных реалиях – это бизнес, соответствующий требованиям закона, от налогового до права интеллектуальной собственности. И не важно, что это: микропредприятие, малый или средний бизнес.
О слагаемых такого успеха далее.
Любой грамотный бизнес в основе имеет грамотный финансовый расчет: сколько, у кого, на каких условиях закупается, сколько налогов и когда их платить.
Безусловно, вариации возможны: у одного поставщика один товар подешевле, а другой подороже, поэтому берем у него только первый товар, а второй закупаем у другого поставщика, который предложил нам скидку.
Все операции отражаем в учете, рассчитываем налоги и производим их оплату в строгом соответствии с законом, при этом храним всю документацию по закупкам в течение положенных сроков.
Далее – работники. С выплачиваемой дважды в месяц заработной платы платим налоги и сборы, равно как платим налог на недвижимость, на транспортные средства и иные налоги, сборы, акцизы и иные обязательные платежи – в зависимости от конкретного вида бизнеса.
Любое разделение бизнеса должно быть обосновано с экономической точки зрения, агрессивную налоговую оптимизацию проводить не стоит.
Перед заключением договора необходимо провести подготовительные мероприятия, в которые входят не только преддоговорные переговоры, знакомство с товаром, но и тщательная проверка контрагента.
Проверку можно проводить как на основании предоставленных потенциальным контрагентом документов, так и с использованием ресурсов сайтов официальных органов (налоговой, арбитражных судов и прочих). Можно проверять переданные документы и указанные сайты в совокупности.
Важна история компании, ее поведение на рынке, ее отношения с государственными органами и работниками. Из анализа сведений можно сделать вполне обоснованный вывод о благонадежности (либо неблагонадежности) контрагента.
Также не менее важно после проверки будущего контрагента и перед подписанием договора внимательно ознакомиться с текстом договора и путем переговоров исключить невыгодные для компании условия. Либо – добиться компромисса по спорным вопросам.
Важно не только заработать деньги и вложить их в актив (здание, участок, технику, производственную линию, патенты), но и сохранить их, желательно преумножив.
Нужно не только зарегистрировать права на недвижимость, технику, интеллектуальную собственность, но и исключить риск ее потери в будущем: по решению суда, при нерациональном ведении дел, которое может повлечь за собой возникновение задолженностей, которые можно погасить, только продав самые дорогие активы бизнеса.
Всю интеллектуальную собственность бизнеса также необходимо обеспечить защитой, получив патенты, свидетельства и иные документы.
Еще один важный актив: работники. Те, которые могут и ведут дело вперед. Это очень ценный актив, для сохранения которого, возможно, понадобятся дополнительные инвестиции.
Для успешного противостояния проверкам необходимо провести все установленные обучения работников и получить документы установленного образца. Кроме того, нужно получить допуски СРО, лицензии, сертификаты и иную документацию, которая требуется при ведении конкретного вида бизнеса.
Требование о наличии членства в СРО или лицензии означает, что за деятельностью установлен повышенный контроль со стороны государства, требованиям которого необходимо следовать.
Нужно соблюдать все установленные законом обязанности по постановке на учет, подаче документов в те органы и организации, в которые необходимо эти документы принести.
Поддержка бизнеса осуществляется государством на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Это могут быть программы, конкурсы, вариации льготных условий кредитования, поручительство и иные меры поддержки.
Кроме того, крупные государственные корпорации выделяют гранты для бизнеса, а администрации городов могут помочь сделать сайт, провести обучение работников и прочее.
Местными властями могут быть установлены льготы по налогам при соблюдении некоторых условий, и о таких льготах необходимо узнавать в числе первых и применять их на практике, что может позволить существенно сэкономить ресурсы бизнеса.
Не стоит игнорировать помощь от государства и местных властей: в некоторых случаях для участия в какой-либо программе или гранте нужен большой пакет документов, но, как правило, он не намного больше, чем при участии в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
Перечисленные пять слагаемых просты и понятны, а их соблюдение поможет не нарушить закон и сохранить денежные средства для дальнейшего развития бизнеса. Кроме того, деятельность в рамках закона – один из решающих факторов при выборе контрагента как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе. Это дополнительный плюс при участии в системе закупок через электронные торговые площадки.