К вопросу о классификации предприятий и компаний России по размеру (по состоянию на 01 августа 2016 г.)

8 лет назад /

Л.Д. Ревуцкий, к.т.н., с.н.с., внештатный эксперт информационного агентства «ИВИС»,
г. Москва

Классификация и идентификация по размеру сравнительно небольших  предприятий и компаний России устанавливается законом РФ № 209 - ФЗ от 24.07. 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» с поправками, введенными в действие с 01 августа 2016 года [ 1 ].

Указанным Законом с соответствующими поправками предусмотрена классификация по размеру и идентификация микропредприятий, а также малых и средних  предприятий и компаний.

Для таких объектов предусмотрены три числовых критерия их идентификации (два основных и один дополнительный): численность сотрудников (персонала), объём годовой выручки и/или балансовая стоимость активов в особых случаях.

Параметры установленных критериев по микропредприятиям: численность сотрудников - не более 15 чел., годовая выручка от продажи продукции, работ и/или услуг - до 120,0 млн. руб. включительно, без учёта НДС.

Соответствующие цифры для малых предприятий: 16 - 100 чел. и 800 млн. руб.; для средних предприятий и компаний: 101 - 250 чел. и 2,0 млрд. руб.

До 01 августа 2016 года законодательно установленные критериальные объёмы годовой выручки для микропредприятий, малых и средних предприятий были в два раза ниже, т.е. 60,0; 400,0 млн. руб. и 1,0 млрд. руб. соответственно. При этом значения критериев численности сотрудников для перечисленных категорий предприятий, установленные в 2007 году, остались без изменений.

В этой статье автор преднамеренно не останавливается на раскрытии отличий друг от друга таких понятий и терминов как предприятие, компания, фирма, организация и учреждение. Подробная, исчерпывающая информация по этому вопросу имеется в интернете.

Обращаю внимание читателей на некорректность и недопустимость, с точки зрения грамотного русского языка, подмены понятий и терминов предприятие, компания и фирма понятием и термином бизнес. Термины - микробизнес, малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес в научных публикациях, вместо терминов по смыслу предприятие, компания, фирма, применять не следует. Бизнес - это всего лишь занятие предпринимательской деятельностью. Синонимом слов-терминов предприятие, компания и фирма \этот термин не является.

В научных монографиях, учебниках, учебных пособиях и многочисленных статьях по экономике, помимо микропредприятий, малых и средних предприятий, отмечается как непреложный факт существование в стране и за рубежом крупных предприятий, что соответствует действительности. У разных авторов критерии их классификации и идентификации по размеру - разные [ 2 ]. В современном отечественном законодательстве и в другой утверждённой  нормативно-правовой документации критерии классификации и идентификации крупных предприятий и компаний по размеру не установлены.

Мне бы хотелось высказать личное мнение по этому вопросу, так как рано или поздно государству придётся законодательно его решать.

На мой взгляд,  целесообразно установить 5 категорий классификации по размеру крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их самых разнообразных по формам собственности и правовым нормам существования объединений:

  • крупные предприятия и компании - численность сотрудников - не более 600 чел., годовой объём выручки - не более 10,0 млрд. руб.;

  • суперкрупные предприятия и компании (суперкомпании) - численность сотрудников - не более 1250 чел., годовой объём выручки - не более 25 млрд. руб.;

  • гиперкрупные предприятия и компании (гиперкомпании) - численность сотрудников - не более 2500 чел., объём годовой выручки - не более 50,0 млрд. руб.;

  • мегакрупные предприятия и компании (мегакомпании) - численность сотрудников - не более 5000 чел., объём годовой выручки - не более 100,0 млрд. руб.;

  • предприятия и компании - экономические гиганты (объекты национального достояния, национальной гордости) - численность сотрудников - более 5000 чел., объём годовой выручки - более 100 млрд. руб.

Верхние границы значений критериев размера для предприятий - гигантов не устанавливаются.

В реальной жизни могут встречаться случаи, когда по численности персонала и по объёму годовой выручки крупные предприятия и компании могут формально попадать в разные категории их классификации по размеру. Например, суперкомпания имеет годовую выручку 25,0 млрд. руб. при численности сотрудников 1300 чел. и, наоборот, при  численности персонала 1200 чел. имеет годовую выручку 30 млрд. руб.

Полагаю, что в таких случаях критерий численности сотрудников имеет первостепенное значение для идентификации компаний по размеру, а годовая выручка - второстепенное значение.

Идеологически, политически и экономически важно правильно классифицировать по размеру системообразующие, бюджетообразующие, градообразующие и отраслеобразующие предприятия и компании. Как правило, они попадут в категории компаний - экономических гигантов и/или мегакомпаний.

Если предлагаемая классификация крупных предприятий и компаний будет принята государством, Росстату РФ придётся вести соответствующий, отдельно по каждой из указанных для них категорий по размеру, систематический периодический учёт количества таких экономических объектов в стране.

Читатели вправе спросить, для каких целей необходима классификация предприятий и компаний по размеру?

У меня есть только три соображения на эту тему, но на самом деле их может быть гораздо больше:

- для формирования государственной, в том числе производственно-промышленной политики, по отношению к каждой поразмерной категории установленной градации предприятий и компаний в РФ;

- при возникновении глубоких экономических кризисов и потрясений в стране и в мире неизбежно возникает необходимость государственной поддержки отдельных предприятий и компаний (на всех денежных средств не хватает, поэтому государству всегда приходится решать задачу, кому и как помогать, а кого оставить выкручиваться из затруднительного положения самим, собственными силами;

- существует продукция, которую производить экономически не выгодно, но без неё государство и общество обойтись не может (предприятия, выпускающие такую продукцию, приходится всячески экономически поддерживать, стимулировать).

В настоящее время государство вынуждено безвозвратно поддерживать некоторые малые и средние предприятия, а также выручать отдельные, набравшие непомерные кредиты мегакомпании и компании - экономические гиганты в надежде на будущий возврат выделенных им в долг денежных средств.

Заканчивать эту статью приходится на критической ноте.

Стоимостной критерий идентификации категорий предприятий, компаний и фирм по размеру в виде объёма их годовой выручки, с научной и практической точек зрения, критики не выдерживает.

Дефективность такого критерия покажем  на простом примере: крупный завод производит самосвальные механизмы и самосвальные кузова для шасси грузовых автомобилей КАМАЗ. В объём годовой выручки этого завода включается стоимость использованных для установки самосвального оборудования  шасси указанной марки автомобилей. Получается так, что стоимость указанных шасси намного превышает стоимость установленного на них самосвального оборудования. При существующей классификации предприятий и компаний по размеру такой завод может попасть в категорию, в которой его быть  не должно. К тому же, государству не нужен двойной счёт производимой продукции по стоимости, неправомерное искусственное завышение валового внутреннего продукта.

Исходя из приведенных выше соображений, годовой объём выручки, как критерий классификации предприятий и компаний по размеру, следует заменить на годовой объём добавленной стоимости (по устаревшей терминологии - годовой объём условно-чистой продукции).

Предлагаю читателям принять участие в обсуждении представленного материала.

Буду рад замечаниям и предложениям по совершенствованию предлагаемой поразмерной классификации крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их разнообразных хозяйственных объединений.  

Ссылки

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»           № 209-ФЗ от 24.07.2007 г.
    (С изменениями на 03.07 2016 г.) (Редакция, действующая с 01.08. 2016 г.) Электронный адрес в интернете: http://docs.cntd.ru/document/902053196
  1. Коготов В.В. Критерии идентификации крупных предприятий в национальной экономике. - М.: // Экономический журнал, № 23, 2011. С. 90 - 102.
    Электронный адрес в интернете: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-identifikatsii-krupnyh-predpriyatiy-v-natsionalnoy-ekonomike

Ключевые слова: предприятие, компания, фирма, микропредприятие, малое, среднее, крупное предприятие, категория, классификация по размеру, супер-, гипер-, мегакомпании, компания - экономический гигант, ошибочность критерия размера предприятий в виде годового объёма выручки, годовой объём добавленной стоимости.

Аннотация

Рассмотрены вопросы классификации и идентификации предприятий и компаний по размеру в национальной экономике России.

Особое внимание уделено задаче классификации по размеру крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их разнообразных по формам собственности и правовой легитимизации объединений.

Предлагается ошибочно принятый в настоящее время стоимостной критерий классификации рассматриваемых объектов в виде годового объёма выручки заменить на более правильный - годовой объём добавленной стоимости.

Статья предназначена для экономистов народного хозяйства страны и читателей, интересующихся затронутой в ней темой.

С полным списком публикаций Л.Д. Ревуцкого в интернете, включающем и те из них, которые размещены в его блоге, можно ознакомиться по адресу - https://www.audit-it.ru/articles/authors/revuckij.html

20 августа 2016 г. 

Леопольд Давидович

Е-mail: rev_ld@mail.ru

Назад

Есть бизнес – задача? Доверьте ее решение нам!

Оставьте заявку на бесплатную консультацию.

Заполните указанные ниже поля или позвоните по бесплатному номеру 8 (800) 200 - 33 - 08, чтобы один из наших специалистов мог связаться с Вами и ответить на все вопросы, связанные с оценкой бизнеса или другими нашими услугами. Это абсолютно бесплатно.

Отправляя заполненную форму, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.

Другие материалы рубрики

5 лет назад / Финансы и аудит

Бюджетирование функции внутреннего аудита: сколько достаточно?

5 лет назад / Финансы и аудит

Очередное возвращение к определению понятия «стоимость» предприятия

5 лет назад / Финансы и аудит

Практические аспекты учета сделок по объединению бизнеса в топливно-энергетическом секторе