Прямые и косвенные участники оценки стоимости предприятий (полная зависимость оценщика от соучастников оценки)
Автор: Л. Д. Ревуцкий, к.т.н.,с.н.с. (доцент по специальности),
Член-корреспондент РАЕН
Внештатный эксперт информационного агентства «ИВИС»
г. Москва
За 23 года с тех пор, как я заинтересовался вопросами оценки стоимости предприятий, ни одной публикации по затрагиваемой теме встретить не удалось.
Полагаю, что есть определённый смысл кратко её рассмотреть.
По моему разумению, в реальной жизни, прямыми участниками оценки стоимости предприятий в каждом конкретном случае являются следующие индивидуумы:
- заказчик определения стоимости предприятия при появлении у него необходимости в решениии такой задачи;
- профессиональный оценщик стоимости предприятий (член того или иного саморегулируемого общества оценщиков [CРОО]), специализирующийся на оценках стоимости объектов подобного рода (по крупным и крупнейшим предприятиям вместе с профессиональным оценщиком предприятий в специально создаваемой бригаде могут работать его коллеги, специализирующиеся, например, на оценке стоимости земельных участков, объектов инфраструктуры или технологического оборудования и организационно-технологической оснастки предприятий);
- эксперт отчетов об оценке стоимости предприятий, обычно член того же СРОО, имеющий продолжительный опыт экспертизы таких отчётов;
- председатель экспертного Совета СРОО, в составе которого работают оценщик и эксперт стоимости оцениваемого предприятия (задача этого человека: утвердить – узаконить проведенную экспертизу отчёта об оценке стоимости оценённого предприятия. В крупных СРОО типа РОО и СМАО утверждение проведенной экспертизы отчёта об оценке стоимости предприятий руководство СРОО поручает тому или иному члену экспертного Совета общества, освобождая от этой обязанности его Председателя, таким образом, освобождая его от ответственности за возможное неудовлетворительное качество проведенной экспертизы;
- руководитель – президент СРОО, обязанность которого состоит в утверждении представленного отчёта об оценке стоимости оценённого предприятия: придаче ему законной, правовой, юридической силы. Руководитель СРОО, когда ему по каким-то причинам это нужно, может передавать свою обязанность утверждать отчёты об оценке объектов оценки какому-то другому члену руководящей команды общества: одному из своих заместителей либо исполнительному директору СРОО, снимая с себя ответственность за возможную суррогатность (недостоверность) результатов оценки стоимости предприятий [ 1, 2, 3 ].
Все перечисленные выше прямые участники оценки стоимости предприятий экономически (материально, т.е. корыстно) заинтересованы в том, чтобы выполняемая и, в конечном итоге, выполненная оценочная работа была для них успешной и не требовала доработки или переработки (не говоря уже о том, чтобы её результат оспаривался в суде).
Нетрудно заметить, что никакой независимости друг от друга эти прямые участники оценки стоимости предприятий не имеют. Все они находятся в одной «упряжке», неуклонно следующей по проложенному свыше курсу.
А это обстоятельство – очевидная трудноразрешимая проблема профессиональной этики, чести и совести всех перечисленных выше деятелей. В таких условиях заказчику оценки и оценщику практически невозможно избежать разномасштабных коррупционных взаимодействий в очевидный экономический и моральный ущерб государству и обществу страны.
Кстати, я думаю, что читатели этого материала заметили, что среди прямых участников оценки стоимости предприятий нет государства и общества, т.е. частные взаимозависимые корыстные интересанты в профанационной оценке стоимости предприятий у нас есть, а государства, заботящегося о справедливом наполнении бюджета страны и благосостоянии её жителей - нет.
Такая вот любопытная, беспроигрышная схема организации оценки и экспертизы стоимости предприятий давно придумана и повсеместно внедрена «большими хитроумниками - хитроманами» в своём «деле» в России «на счастье и радость» граждан отечества. Нет и не предвидится государственной управы на этих «мудрецов»!
Они же предложили экспертизу отчётов об оценке стоимости предприятий, т.е. экспертизу соответствия этих отчётов требованиям существующей профанационной нормативно-правовой документации, как правило, вместо экспертизы достоверности полученных результатов оценки. Такая поразительная, по сути мотивированная корыстолюбием, манипуляционная изобретательность некоторых наших соотечественников из верхушки элиты отечественного оценочного сообщества вызывает «восхищение», недоумение и грусть, если не сказать большего.
Не менее интересно рассмотрение списка основных косвенных участников оценки стоимости предприятий.
Вот эти участники:
- все сотрудники Минэкономразвития РФ – регулятора оценочной деятельности в стране, непосредственно занимающиеся её регулированием.
- В.С. Плескачевский (1956 – 2018) – покойный депутат Государственной Думы (ГД) РФ трёх созывов (1999 – 2011 гг.), Председатель думского Комитета по собственности, Первый заместитель Председателя ликвидированного Национального Совета по оценочной деятельности РФ, вице-президент РСПП – инициатор и организатор разработки Закона об оценочной деятельности в РФ (№ 135-ФЗ от 29.07.1998 г.) и остальные лица, принимавшие непосредственное участие в разработке, обсуждении и утверждении этого Закона с многочисленными изменениями и дополнениями к нему.
- Поведенческие проблемы профессиональной этики, чести и совести оценщиков стоимости предприятий (с дополнениями от 10.08.2019)
- Объективные, неопровержимые признаки недостоверности результата определения стоимости предприятия
- Принципиальная обязательность применения методов затратного подхода к определению стоимости предприятий
- Очередное возвращение к определению понятия «стоимость» предприятия
- О подоходной стоимости предприятия незадолго до его закрытия
Указанный Закон отличается наличием принципиальных недостатков: некоторые положения этого Закона не имеют научно обоснованных оснований, что не позволяет, в частности, оценщикам стоимости предприятий получать достоверные результаты выполняемой оценочной работы.
Полагаю, что, по крайней мере, часть из этих недостатков (самые важные), появились в этом Законе не случайно: они вошли в него из мотивированных обычной корыстью побуждений нескольких наиболее приближённых, имеющих прямой доступ к В.С. Плескачевскому людей. Многие из имеющихся в рассматриваемом законе недостатков в конечном итоге, так или иначе, приводят к экономическому урону для государства и общества.
- Руководители и участники рабочих групп по разработке всех без исключения тринадцати федеральных стандартов оценки (ФСО), которые сделали всё возможное и невозможное для того, чтобы эти стандарты были бессодержательными (ни о чём!), суррогатными, фейковыми, во многом ошибочными, например, ФСО № 8 «Оценка бизнеса». Мой скромный отзыв об этом стандарте см. в публикации [ 4 ];
- авторы практически всех научных монографий, учебников и учебных пособий, многих тысяч статей на тему оценки и экспертизы результатов определения стоимости предприятий;
- разработчики образовательных стандартов на рассматриваемую тему (разработчики этих программ и авторы основных учебников по вопросам оценки стоимости предприятий – обычно одни и те же люди);
- разработчики программ квалификационных экзаменов для оценщиков и экспертов результатов оценки стоимости предприятий;
- многочисленные учебные заведения (в основном, институты) и просто курсы, которым государство неоправданно бездумно доверяет осуществлять «обучение» оценщиков и экспертов результатов определения стоимости предприятий профессиональному мастерству – ремеслу ( никогда не было и нет в настоящее время столько квалифицированных преподавателей этого предмета, сколько требуется для добросовестной работы по обучению сотен, а иногда и тысяч будущих оценщиков стоимости предприятий). Поэтому этот предмет обучения оценщиков стоимости предприятий во многих институтах и на курсах часто ведут практикующие, неправильно обученные недостаточно квалифицированными преподавателями оценщики стоимости доходоприносящих активов;
- немалую роль в деле «профессиональной подготовки» большого количества квази(псевдо)оценщиков стоимости предприятий долгое время играла Московская международная академия оценки и консалтинга (МАОК) под неизменном руководством её президента Неймана Е.И., беспардонно использовавшая ничем не оправданное безразличие государства и нашего общества к оценочной деятельности в РФ в целом и к вопросам оценки стоимости предприятий, в частности (качество оценщиков стоимости зачастую миллиардных хозяйственных объектов оценки в нашей стране, как это ни странно и подозрительно, никого не интересует). Кстати, и в настоящее время МАОК не остаётся без обучающих оценщиков функций – «пригрелась» под крышей Российского общества оценщиков (РОО) в качестве одного из 16 базовых учебных заведений этого общества (явно вице-президент РОО – Е.И. Нейман, приложил к этому делу руку);
- практически все участники разработок «Дорожных карт» и планов развития оценочной деятельности на перспективу, включая соответствующих сотрудников Агентства Стратегических Инициатив (АСИ), совсем не разбирающихся в вопросах оценки стоимости имущества собственников и, тем более, предприятий.
Именно, благодаря косвенным участникам оценки стоимости предприятий, в стране царит заказная оценка таких объектов, полная зависимость прямых участников оценки стоимости предприятий от заказчиков оценки, отсутствие в стране отчётов об оценке их стоимости с достоверными результатами проведенной оценочной работы, неуместное использование метода ДДП для определения стоимости предприятий, оценочные подлоги, оценочный беспредел, хаос в понятийно-терминологическом аппарате оценки, нечестная экспертиза достоверности результатов определения стоимости предприятий, наличие в стране 16 СРОО (вместо двух требующихся) и около 30 тысяч практически суррогатных оценщиков собственности (когда хватило бы 4,0 – 5,0 тыс. чел.- профессионалов оценки), создание атмосферы всесторонней безнаказанности для оценщиков, допускающих грубые методологические нарушения (ошибки) при проведении оценочной работы, приводящие к серьёзному искажению её результатов. Безнаказанными остаются и эксперты достоверности результатов определения стоимости производственно-сервисных объектов, давших положительные экспертные заключения на откровенно недоброкачественные, фальшивые отчёты об оценке, представленные на экспертизу.
Социально опасными последствиями сложившего положения в рассматриваемом вопросе являются коррупция при заказной оценке предприятий, а также, связанное прежде всего с коррупцией, неизбежное проявление трудноустранимых поведенческих проблем профессиональной этики, чести и совести оценщиков и всех остальных прямых и косвенных участников оценки стоимости предприятий.
Кроме того, сомнительная теория и практика установления кадастровой стоимости объектов оценки, базирующаяся на их несуществующей рыночной стоимости, чревата рисками возникновения социальной напряжённости в стране.
С этими проявляющимися в реальной жизни негативными явлениями государству обязательно нужно что-то делать для их полного устранения. При этом особое значение будет иметь как можно скорейшее избавление отечественной оценочной деятельности от Западных «троянских коней», прочно окопавшихся на благодатной российской ниве этой деятельности [ 5 ].
Помимо всего прочего, государству следует тщательно разобраться с верхушкой элиты оценочного сообщества, которая своим многолетним неправедным трудом организовала порочную, коррупционную систему оценки стоимости предприятий, настроенную, с одной стороны, на полное удовлетворение своих собственных материальных и нематериальных интересов, а с другой стороны, на безнаказанное причинение огромного вреда экономике и жителям страны.
Основной вывод, который можно сделать на основании приведенного выше материала:
Оценщик стоимости предприятий не обладает должной независимостью, самостоятельностью в своей профессиональной деятельности не только от указанных в статье остальных прямых участников оценочного процесса, но и от всех перечисленных выше косвенных участников выполняемой им оценочной работы. В таких условиях ожидать достоверности результатов проведенных этим оценщиком оценочных работ по производственным объектам оценки - не приходится! Жёсткие, непреодолимые рамки, в которые мотивированно поставлен оценщик стоимости предприятий вышестоящими известными, недобросовестными, корыстными людьми, при полной безнаказанности за свои неблаговидные поступки, заставляют его не придерживаться строгих норм профессиональной этики, чести и совести работников такой специализации. Так же не свободен в своём решении и эксперт достоверности представленного оценщиком результата оценки стоимости оценённого предприятия.
Многие проблемы, из числа указанных выше, будут автоматически сняты при создании в стране упомянутого в публикации [ 3 ] Государственного Центра оценки стоимости экономически значимых предприятий и их объединений (ГЦОСП).
1. Ревуцкий Л.Д. Печальная участь теории и практики оценки стоимости экономически значимых предприятий
Электронный адрес публикации в интернете: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a109/838240.html
2. Ревуцкий Л.Д. Основные признаки неблагополучия в делах оценки стоимости экономически значимых предприятий
Электронный адрес публикации в интернете: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a109/825659.html
3. Ревуцкий Л.Д. Поведенческие проблемы профессиональной этики, чести и совести оценщиков стоимости предприятий
Электронный адрес публикации в интернете: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a109/825659.html
4. Ревуцкий Л.Д. Федеральный стандарт оценки - ФСО № 8 «Оценка стоимости бизнеса» - свидетельство мотивированной научной и гражданской недобросовестности разработчиков этого документа
Электронный адрес публикации в интернете: https://www.audit-it.ru/club/user/62449/blog/12037/
5. Ревуцкий Л.Д. «Троянские кони» в аудите, консалтинге и в оценке экономически значимых предприятия и компаний России.
Электронный адрес публикации в интернете: http://www.ocenchik.ru/docsn/3168-troyanskie-koni-audit-konsalting-ocenka.html
Ключевые слова и словосочетания: предприятие, стоимость, оценка, прямые участники оценки, косвенные участники оценки, заказчики оценки, оценщики, эксперты результатов оценки, руководство СРОО, зависимость оценщика и эксперта оценки от заказчика оценки, коррупция, безнаказанность, профанация и суррогатность оценок стоимости предприятий и экспертизы этих оценок.
В статье перечислены прямые и косвенные участники оценки стоимости предприятий и их разнообразных по структуре и формам собственности хозяйственных объединений.
Убедительно показано, что оценщик стоимости предприятий и эксперт достоверности результатов проведенной оценочной работы не имеют в своих профессиональных решениях должной независимости, прежде всего, от заказчика оценки, остальных прямых участников оценочного процесса, а также от всех косвенных, непрямых участников рассматриваемого вида человеческой деятельности.
Ключевым последствием несвободы, несамостоятельности указанных выше лиц является объективная профанационность, фейковость получаемых окончательных результатов их «профессиональной» оценочной деятельности, обусловленная недопустимыми, вынужденными нарушениями ими существующих общепризнанных норм этики, чести и совести людей таких специальностей.
Утверждается, что при создании в России Государственного Центра оценки стоимости экономически значимых для страны предприятий, многие проблемы рассматриваемого вида человеческой деятельности будут автоматически устранены.
Статья предназначена всем тем, кого интересуют рассмотренные в ней вопросы.
18 августа 2019 г.
Леопольд Давидович
независимый оценковед по вопросам методологии определения экономической ценности, стоимости и цены предприятий
E-mail: rev_ld@mail.ru
Электронный адрес полного списка публикаций автора и ряда других сведений об авторе в интернете: https://www.audit-it.ru/articles/authors/revuckij.html
Электронный адрес полного списка публикаций в блоге автора в интернете: https://www.audit-it.ru/club/user/62449/blog/