Организация аудиторской проверки
Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit
Для того, чтобы в установленные сроки организовать аудиторскую проверку, необходимо провести определенные подготовительные процедуры.
Процесс организации аудиторской проверки включает в себя несколько этапов.
Прежде всего, аудитору необходимо составить четкий план предстоящих работ. То есть спланировать проведение аудиторской проверки таким образом, чтобы провести ее эффективно в установленные договором с аудируемой компанией сроки.
Планирование аудиторской проверки заключается в разработке общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Важно!
Для того, чтобы организовать аудиторскую проверку, необходимо подобрать состав специалистов, назначить руководителя группы аудита.
Критерии обязательного аудита
-
бюджет рабочего времени для каждого раздела аудиторской программы (временные затраты аудитора зависят от масштабов деятельности клиента, сложности аудита, опыта работы аудитора с данной аудируемой компанией, а также знания специфики ее деятельности);
-
общий срок работы группы специалистов;
-
квалификационный уровень группы специалистов;
-
количественный состав группы специалистов;
-
необходимость привлечения экспертов в составе аудиторской бригады.
-
понимание задания по аудиту и практический опыт выполнения аналогичных по характеру и сложности заданий, приобретенный посредством обучения и предыдущей работы;
-
знание и понимание нормативных правовых актов РФ и профессиональных стандартов;
-
знания в области информационных технологий;
-
знание отраслей, в которых функционирует клиент;
-
способность формировать профессиональное суждение;
-
понимание принципов и процедур контроля качества, установленных в аудиторской компании (п.18 стандарта №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»).
Участники аудиторской группы должны понимать цели и задачи выполняемого ими задания по аудиту.
Важно!
Такая организация аудиторской проверки способствует тому, чтобы «узким» местам аудита было уделено необходимое внимание для выявления потенциальных проблем. В этом случае организация аудиторской проверки будет выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.
Четкий план организации аудиторской проверки позволит эффективно распределить работу между аудиторами, участвующими в аудиторской проверке, а также скоординировать такую работу.
Этапы аудиторской проверки
Руководитель группы заранее согласовывает график работы группы специалистов у клиента, учитывая местонахождение и пожелания клиента.
- Наказание как самоцель? О практике использования государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций
Организация аудиторской проверки также включает в себя разработку программы подготовки и проведения аудита.
При организации аудиторской проверки следует понимать, что ввиду ее ограниченности во времени, аудитор должен применять выборочный метод сбора информации.
-
отобрать все элементы (сплошная проверка);
-
отобрать специфические (определенные) элементы;
-
отобрать отдельные элементы (сформировать аудиторскую выборку).
Выбор метода или сочетания методов выборки зависит от обстоятельств проверки, в частности, аудиторского риска и эффективности аудита. При этом аудитор должен удостовериться, что используемые им методы являются надежными с точки зрения получения достаточного надлежащего аудиторского доказательства для реализации целей тестирования.
Сбор аудиторских доказательств в процессе проведения аудита осуществляется с помощью аудиторских процедур. При этом аудитор заполняет рабочую документацию, которая утверждена внутрифирменными аудиторскими стандартами.
-
при планировании и проведении аудита;
-
при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
-
для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора (п.4 стандарта №2 «Документирование аудита»).
В процессе проведения аудиторской проверки руководитель группы постоянно обменивается с клиентом информацией для того, чтобы оперативно были исправлены выявленные нарушения в ходе проверки.
До момента выдачи аудиторского заключения руководитель аудиторской проверки должен проверить рабочие документы аудитора и обсудить работу с участниками аудиторской группы, чтобы убедиться в достаточности и надлежащем характере полученных аудиторских доказательств, подтверждающих сделанные выводы.
Далее (на обобщающей стадии) аудитором формируется письменная информация (отчет) аудитора руководству аудируемой компании или его собственникам по результатам проверки.
Сначала проект письменной информации (отчет) аудитора направляется для ознакомления клиенту для составления возможных корректировок (уточнений), возражений, а также представления дополнительных документов по данным нарушениям. Данное обстоятельство связано с тем, что аудит проводится на выборочной основе, а также с другими присущими аудиту ограничениями и существует риск того, что часть документов может не попасть в поле зрение аудитора.
В процессе согласования проекта отчета аудитором принимаются (либо не принимаются) возражения клиента, предлагаются существующие варианты исправления ошибок в бухгалтерской и налоговой отчетности. Аудитор информирует клиента о возможных последствиях не исправления допущенных искажений в отчетности.
Окончательный вариант отчета вместе с аудиторским заключением передается клиенту.
Статья актуальна на 14.08.2016