Налоговики получат доступ к аудиторской тайне: в чем риски для бизнеса и как их избежать?
Автор: Егор Крючков, старший юрист юридического департамента АКГ "Созидание и Развитие"
23.06.2017 года в первом чтении был принят законопроект № 96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 93-1 Налогового кодекса РФ». Названный законопроект обоснован реализацией рекомендаций ОЭСР в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения.
Законопроектом предлагается допустить сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (изменение пункта 4 статьи 82 НК РФ).
Помимо этого, налоговый орган предлагается наделить правом истребовать у аудиторских организаций документы и информацию, не переданные в рамках налоговой проверки или по запросу уполномоченного органа иностранного государства налогоплательщиком.
Стоит отметить, что в европейских государствах, входящих в ОЭСР (таких как Франция, Италия, Германия, Великобритания, Швейцария и д.р.) информация, составляющая профессиональную тайну, к которой относится аудиторская тайна, строго охраняется законом вплоть до уголовной ответственности за ее разглашение, а доступ к ней ограничен специальной процедурой.
В нынешней редакции законопроект несет следующие риски для налогоплательщиков:
Условием, при котором налоговый орган имеет право направить соответствующее требование, является, в частности, непредоставление документов налогоплательщиком в рамках налоговой проверки.
Однако, такое непредоставление нередко имеет законный характер. Налоговые органы зачастую выходят за рамки своих полномочий при.
- Аудиторы: какую информацию и в каких случаях они обязаны предоставлять налоговым органам
В особенности это связано с отсутствием у налогоплательщика обязанности по повторному предоставлению документов, которые направлялись налоговому органу в рамках иных мероприятий налогового контроля.
Это означает, что налоговый орган, не обеспечив должного хранения документов налогоплательщика, может получить их повторно и безусловно у аудиторов.
Это означает, что налоговый орган имеет право запросить фактически любые документы о налогоплательщике, находящиеся у аудиторов.
Законопроект ссылается на документы, предусмотренные пунктами 1-5 части 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». При этом указанные правовые нормы содержат только перечень аудиторских услуг, а не конкретных документов.
Таким образом нарушается принцип налоговой тайны, запрещающей налоговому органу распространять информацию о налогоплательщике.
Это грозит злоупотреблениями налоговыми органами своими полномочиями при направлении требований о предоставлении документов. Представляется, что этот процесс должен быть максимально формализован.
Это фактически означает, что налоговые органы, в случае вступления закона в силу с 01.01.2018 (что предполагается с законопроектом), получат право запрашивать документы у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за периоды, когда указанный законопроект не действовал.
Поскольку законопроект прошел лишь первое чтение, сложно сказать каков будет его финальный вариант. Можно с уверенностью сказать, что часть обозначенных вопросов будет решена. К этому, в частности, призывает Комитет по бюджету и налогам в своем заключении на рассматриваемый законопроект.
Исходя из того, что в действующей редакции законопроекта основанием для направления аудиторам требований о предоставлении документов поставлено в прямую зависимость от ответа налогоплательщика на аналогичные требования, одним из главных методов снижения риска будет являться активное взаимодействие с налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля.
Налогоплательщику следует тщательно анализировать поступающие от налоговых органов требования. И если требования законны и процедура их направления соблюдена, то налогоплательщику не следует пытаться уклониться от предоставления документов.
Если требования незаконно или неконкретно, налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган за уточнением. Просьба уточнения требования не является отказом от его исполнения и не дает налоговому органу формального повода запросить документы у аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.
Также налогоплательщик, в случае принятия указанного законопроекта, должен тщательно взвешивать обоснованность и необходимость предоставления документов аудиторским организациям. Аудиторским организациям в таких условиях следует направлять документы в количестве, необходимом для получения качественного заключения, но не более.
Универсальным способом снижения рисков, при этом, является ведение бизнеса с использованием законных методов налогового планирования. Документы, запрошенные у аудиторов, не смогут навредить налогоплательщикам только в тех случаях, когда они не содержат сведений, искажающих реальные хозяйственные отношения.