Выбираем аудиторскую компанию
АКГ «Интерэкспертиза»
Интервью с генеральным директором ООО «Интерэкспертиза» Муртазалиевым Магомедрасулом Магомедовичем.
1. Кому аудит обязателен?
2. Если аудит не обязателен, какая от него польза?
3. Какие проблемы могут возникнуть у организации при отсутствии аудиторского заключения?
4. От чего зависит стоимость аудиторских услуг для конкретной организации?
5. На что обратить внимание при выборе аудитора?
6. Как рано нужно начинать поиски аудитора: до конца года или после того, как отчетность уже будет составлена?
7. Какие сопутствующие услуги помимо аудита может оказать предприятию аудиторская фирма?
Перечень организаций, проведение аудита для которых является обязательным, установлен ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
В частности, обязательный аудит проводят следующие организации:
-
акционерные общества, а также организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
-
кредитные организации и бюро кредитных историй;
-
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
-
страховые и клиринговые организации;
-
общества взаимного страхования и организаторы торговли;
-
различные фонды, такие как: негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).
В независимости от организационно-правовой формы и вида деятельности организации проводят аудит в обязательном порядке в случае, если:
-
объем выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей;
-
сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
-
организация раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
-
в иных случаях, установленных федеральными законами.
Более подробная информация представлена на сайте Минфина (Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год): https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/basics/
На рынке аудиторских услуг широкое распространение получила такая форма аудита как инициативный или добровольный аудит. Как следует из названия, обязанность по проведению данного аудита не предусмотрена действующим законодательством.
Добровольный аудит в состоянии инициировать собственники и руководство организации. При этом заказчики могут преследовать самые разнообразные цели, такие как:
-
получение объективной картины о финансовом состоянии и финансовом положении экономического субъекта;
-
выявление «слабых» мест бухгалтерского учета организации, установление причин ошибок в отчетности;
-
оценка компетентности главного бухгалтера и эффективности бухгалтерской службы;
-
проверка общей достоверности указанных в бухгалтерском учете и отчетности данных;
-
передача аудиторского заключения третьим лицам с целью подтверждения достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности в партнерских отношениях (как правило, кредитным учреждениям, иностранным партнерам).
В рамках добровольного аудита могут быть реализованы и другие дополнительные задачи, обычно не рассматриваемые в рамках стандартного аудиторского задания. К таким задачам могут относиться вопросы подготовки к налоговой проверке и выявления налоговых рисков, подготовка рекомендаций по оптимизации учетного процесса, подтверждение специальной отчетности (например, управленческой или комбинированной) или отдельных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности и т.д. Это может быть реализовано в ходе проведения как классического или специального аудита, так и обзорной проверки. Поэтому не стоит недооценивать полезность инициативного аудита. Особенную актуальность инициативный аудит приобретает в случае требований независимого подтверждения отчетной информации со стороны контрагентов, а также когда руководитель или собственники сами не обладают достаточными компетенциями в области бухгалтерского учета и нуждаются в подтверждении достоверности информации о реальном финансовом состоянии организации.
Стоит добавить, что процедура проведения добровольного аудита не привязана к каким-либо конкретным датам или срокам и может быть инициирована в любое необходимое время и в любом необходимом объеме.
Согласно п. 1 примечания к п.2 ст. 15.11 КоАП РФ отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение сроков хранения документов (как минимум, не менее 10 лет) в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, представляет собой грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в т.ч. к бухгалтерской отчетности. К должностным лицам организации могут быть применены следующие санкции:
-
административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (при первом нарушении);
-
административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (при повторном нарушении).
Кроме того, в соответствии с пп. 1-2 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете» экономическим субъектам при представлении в орган государственной статистики годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо также предоставить аудиторское заключение вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
- ООО должно провести обязательный аудит: какой порядок выбора и привлечения аудитора, сроки и порядок представления аудиторского заключения?
- Малое предприятие подлежало аудиту, но не провела его: какое будет наказание?
- Аудит бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения
- На что обратить внимание при подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год
За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган требуемой законодательством информации в неполном или искаженном виде статьей 19.7 КоАП РФ предусматриваются предупреждение или наложение административного штрафа в размере:
-
от 300 до 500 рублей (для должностных лиц);
-
от 3000 до 5000 рублей (для юридических лиц).
При этом назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности по предоставлению аудиторского заключения (п.4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Особое внимание следует уделить последствиям отсутствия обязательного аудиторского заключения, установленным Банком России в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 г. № 454-П.
Так, согласно п. 2.13 отсутствие обязательной к раскрытию информации является основанием для привлечения эмитента к ответственности вплоть до введения ограничений на обращение ценных бумаг. Публикация отчетности акционерного общества является обязательной процедурой в соответствии с п. 71.4, и, как известно, предполагает включение в состав аудиторского заключения.
Нераскрытие или раскрытие в неполном объеме обязательной информации грозит акционерным обществам значительными штрафами, размеры которых устанавливаются в ст. 15.19 КоАП РФ:
-
от 30 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц);
-
от 700 000 до 1 000 000 рублей (для юридических лиц).
Также возможна дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет.
Более того, в соответствии с п. 3 ст. 52 Закона «Об акционерных обществах» аудиторское заключение входит в состав информации, подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Соответственно, в отсутствии аудиторского заключения на основании ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ на должностных лиц может быть наложен штраф в размере штрафа от 20 000 до 30 000 руб. (или дисквалификация на срок до одного года), на юридических лиц - от 500 000 до 700 000 руб.
Таким образом, организациям, подпадающим под критерии обязательного аудита, стоит со всей серьезностью и ответственностью отнестись к процедуре его проведения .
Стоимость проведения аудиторской проверки определяется множеством различных факторов, однако ключевым параметром является общий объем трудозатрат на осуществление аудиторской проверки. Человеческий капитал представляет собой важнейший актив любой аудиторской организации, вследствие чего существенную долю в структуре себестоимости аудиторской услуги формируют заработная плата сотрудников организации, а также специфические затраты, такие как членские взносы в СРО или затраты на повышение квалификации аудиторов.
На формирование стоимости аудита оказывают влияние масштабы, вид деятельности, организационная структура и иные показатели деятельности аудируемой организации, определяющие продолжительность, объем аудиторских процедур и специфику аудиторского задания. Таким образом, стоимость аудита не является фиксированной величиной, может значительно варьироваться для разных компаний.
В дополнение следует добавить, что законодательно определенные периоды представления аудиторского заключения определяют сезонную активность в аудиторской среде. Так, наибольший поток аудиторских проверок приходится на январь – март, а наименьший – на летние периоды, в которые аудиторские организации, как правило, предоставляют существенные скидки.
В первую очередь следует убедиться, что аудиторская организация соответствует законодательно установленным требованиям.
Согласно положениям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее, Закон) аудиторская организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.
Кроме того, в аудиторской организации должно быть достаточное количество аудиторов, сведения о которых внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, с соответствующим типом действующих квалификационных аттестатов (для аудита общественно-значимых организаций, перечень которых приведен в п. 3 ст. 5 Закона необходим единый аттестат, выданный после 01.01.2011 г.).
Также аудиторская организация обязана проходить внешний контроль качества работы:
-
аудиторские организации, проводящие аудит, в том числе общественно-значимых организаций, перечень которых приведен в п. 3 ст. 5 Закона, обязаны проходить внешнюю проверку, проводимую саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в три года, а также проверку по требованию уполномоченного федерального органа по контролю и надзору (Федеральное казначейство), проводимую данным органом.
-
иные аудиторские организации обязаны проходить внешнюю проверку, проводимую саморегулируемой организацией аудиторов, не реже одного раза в пять лет.
Аудиторская организация обязана своевременно проходить внешний контроль качества, не уклоняться от его проведения. По итогам внешней проверки аудиторская ор-ганизация может получить предупреждение о недопустимости в дальнейшем нарушений или предписание об устранении выявленных нарушений. В некоторых случаях аудиторская организация может быть и вовсе исключена из реестра аудиторских организаций, или ее деятельность может быть приостановлена на определенный проверяющим органом срок. Также результатом проверки может быть отсутствие каких-либо замечаний.
Для организации – аудируемого лица важно проверить, включена ли аудиторская организация или аудиторы в реестр, а также установить факт своевременного прохож-дения аудиторской организацией внешнего контроля качества и изучить результаты проверки. Сделать это можно на сайте Минфина РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/.
Если аудиторская организация не отвечает какому-либо из приведенных выше требований, то такая организация не вправе осуществлять аудиторскую деятельность. Даже если по итогам оказания услуг указанной организацией будет выдано аудиторское заключение, аудит будет считаться непроведенным.
Кроме того, чтобы исключить риск последующей внезапной приостановки деятельности выбранной вами аудиторской организации, целесообразно проанализировать также наличие/отсутствие и тяжесть нарушений, выявленных при внешнем контроле качества (в том числе исправленных и не исправленных).
Из числа необязательных критериев при выборе аудитора, одним из самых важных является позиция аудиторской организации в рейтингах (наиболее надежный и показательный рекинг «Эксперт РА»).
Также крайне целесообразно обратить внимание на опыт аудиторской организации, в том числе на продолжительность ее деятельности на рынке аудиторских услуг и на «портфель» клиентов, достоверность отчетности которых данной организацией подтверждена.
Стоит оценить и количество сотрудников, в том числе сертифицированных специа-листов. Как правило, чем крупнее аудиторская организация, тем проще ей устанавливать достаточные правила внутреннего контроля качества оказания услуг и придерживаться их на должном уровне.
Дополнительной гарантией качества услуг аудиторской организации является ее принадлежность к международным сетям и ассоциациям, которые предъявляют строгие требования к качеству услуг аудиторских организаций - своих членов.
Чтобы успеть взвешенно, без спешки выбрать аудиторскую организацию, стоит начать поиск заблаговременно, желательно не позднее 2-го квартала аудируемого года. Кроме того, такая предусмотрительность позволит организации выбрать наиболее удобные для себя сроки проверки, так как аудиторская организация, как правило, формирует график проверок в хронологическом порядке – по мере поступления заявок от аудируемых лиц (заключения с ними договоров).
Как правило, к октябрю графики уже составлены на январь – март следующего года.
Помимо непосредственного оказания услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (обязательного и инициативного аудита) нормами Закона «Об аудиторской деятельности» предусматривается возможность оказания так называемых сопутствующих аудиту услуг. Приказом Минфина № 33 от 9 марта 2017 года установлены следующие основные виды сопутствующих аудиту услуг (для ознакомления с полным текстом нормативного документа можно обратиться к сайту Минфина РФ, https://www.minfin.ru/ru/document/orders/):
-
услуги, обеспечивающие разумную уверенность;
-
услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность;
-
услуги, не обеспечивающие уверенность.
Каждая из указанных групп содержит многообразие вариантов аудиторских заданий, отличающихся порядком оформления, целями и задачами их выполнения. Так, услуги по обзорной проверке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности или ее части, консолидированной финансовой отчетности относятся к услугам, обеспечивающим ограниченную уверенность; выполнение компиляции информации относится к услугам, не обеспечивающим уверенность.
Порядок оказания сопутствующих услуг регламентируется законом «Об аудиторской деятельности», а также международными стандартами аудита.
Более подробное описание сопутствующих аудиту услуг и особенности их выполнения представлено на сайте ООО «Интерэкспертиза»: http://www.interexpertiza.ru/nashi-uslugi/.