Как обойтись без нотариуса на общем собрании: подсказываем!

6 лет назад /

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

С 2014 года хозяйственные общества (ООО, АО) обязаны подтверждать принятые на общем собрании решения и состав участников общества, присутствующих при их принятии.1

В зависимости от юридического лица законодателем определены способы такого подтверждения:

Эти правила направлены на защиту прав акционеров / участников общества при принятии наиболее важных управленческих решений в организации, отнесенных к компетенции Общего собрания, т.к. наличие стороннего наблюдателя или технической возможности фиксации состава участников и способа принятия ими решений, позволяет предотвратить или разрешить множество корпоративных споров (наиболее распространенными из которых являются вопросы о кворуме при принятии решений и голосовании по тем или иным вопросам).

Нарушение порядка подтверждения влечёт ничтожность принятых на общем собрании решений2, т.е. всё, что участники / акционеры «нарешают» на таком собрании не должно исполняться и не имеет юридической силы. Как результат, налоговые органы отказывают во внесении изменений в ЕГРЮЛ по таким ничтожным решениям, и дальнейшее обжалование их отказов в арбитражный суд не имеет перспективы. Или арбитражные суды по заявлению одного из участников, признают результаты собраний недействительными.3

Помимо организационно-правовой формы, на способ подтверждения будет влиять и форма проведения собрания. Их две:

  • очная - участники присутствуют в одном месте в одно время и принимают решения;

  • заочная - участники заполняют бюллетени с вопросами повестки дня и направляют их в компанию для подсчёта голосов и фиксации принятых решений, без совместного присутствия в одном месте.

Для непубличных акционерных обществ «опций» две - нотариус или реестродержатель, ведущий реестр акционеров и осуществляющий функции счётной комиссии. 

В публичных же акционерных обществах (акции которых свободно обращаются на рынке ценных бумаг, например: ПАО Сбербанк, ПАО Газпром) доступно исключительно подтверждение реестродержателем.

Исходя из формулировки Гражданского кодекса и дополнительных требований4 следует, что представитель реестродержателя должен фактически присутствовать при проведении Общего собрания акционеров, осуществлять функции счётной комиссии, т.е. регистрировать всех прибывших на собрание участников и производить подсчёт голосов акционеров по тому или иному вопросу.

При этом на Собрании могут обсуждаться проблемы, связанные с коммерческой тайной, распределение дивидендов, иные конфиденциальные вопросы. Возникает вопрос, каким образом будет обеспечиваться и кем контролироваться сохранность этих сведений, полученных посторонним для компании лицом? Какова ответственность реестродержателя в случае разглашения его сотрудниками таких сведений?

Конечно, эти вопросы необходимо урегулировать в договоре с реестродержателем, поскольку  требованиями Центробанка к такому договору они не установлены. Однако обсуждение вопросов повестки дня перед посторонним лицом в любом случае дискомфортно, ведь формальная ответственность не компенсирует убытки от разглашения коммерческой тайны. Поэтому целесообразно утвердить порядок проведения собрания, при котором: реестродержатель осуществляет только регистрацию прибывших акционеров в начале собрания и фиксирует в конце собрания результаты голосования по вопросам повестки дня, о чём составляет протокол об итогах голосования. А при обсуждении бизнес-идей, коммерческих проектов, ноу-хау представитель реестродержателя будет удаляться, т.к. его функции при этом не требуются.

Немаловажный вопрос связан со стоимостью и фактической возможностью присутствия представителя реестродержателя на собрании, особенно в период массового проведения годовых собраний акционеров, проводящихся во втором квартале года.

Конечно, стоимость услуг будет варьироваться в зависимости от региона и реестродержателя. В целом все они в «высокий сезон» поднимают свои расценки с коэффициентом увеличения от двух до десяти раз. Радует, что для непубличных акционерных обществ есть альтернатива - обратиться к нотариусу.

Этим способом могут воспользоваться непубличные АО и ООО.  

Федеральной нотариальной палатой разработано единое для всех нотариусов Пособие.5 В соответствии с ним нотариусу заранее (за день, за три или как договоритесь) передаются необходимые документы: заявление на имя нотариуса, содержащее данные о дате, времени, месте проведения общего собрания и повестку дня, Устав, свидетельства о регистрации юрлица, список участников / акционеров и иные документы.

В назначенный день и час все желающие принять участие в Общем собрании собираются в установленном месте, как правило, в нотариальной конторе или в офисе компании. Нотариус, проверив личность всех участников / акционеров, фиксирует принятие ими решений и выдаёт специальное Свидетельство. Стоимость услуг нотариуса также рознится, однако прийти всем участникам в офис будет однозначно дешевле и быстрее, нежели ждать выезда нотариуса.

Для ООО в Уставе могут содержаться альтернативные способы удостоверения решений. Исключение составляет решение об увеличении уставного капитала ООО6, факт принятия которого подтверждается только нотариусом и никаким другим способом, даже если в Обществе один участник (это единственное предложение в нашей статье, которое имеет отношение к обществам с единственным участником/акционером, все остальные требования к ним не относятся).

При всей кажущейся, на первый взгляд, простоте этого способа, в нем есть и подводные камни. 

Во-первых, возможность его применения прямо должна быть зафиксирована в Уставе либо в единогласно принятом решении Общего собрания участников. 

Во-вторых, единогласное одобрение решения о способе фиксации состава участников и порядке его принятия может быть затруднительно, если участники находятся в конфронтации: достаточно неявки или отказа от подписания одного из них такого решения, чтобы лишить решение собрания по этому вопросу легитимности, даже если для кворума и принятия других решений достаточно голосов. Как следствие - необходимость приглашать на Общее собрание нотариуса, а это связано с дополнительными затратами. 

В-третьих, введена возможность подписания не всеми участниками Общего собрания, а их частью. Считаем, что подписание частью участников возможно предусмотреть в Уставе или в Решении о выборе способа подтверждения принятия решений Общим собранием, принятое единогласно всеми участниками, например:

  • подписание всеми участникам, присутствующими при принятии решения;

  • подписание определенными участниками с указанием их паспортных данных (однако, если кто-либо из них не явился или на очередном собрании не захотел подписать, и при этом необходимое количество голосов для принятия решения получено, то возникает необходимость проводить следующее собрание и, возможно, рассмотреть вопрос о приглашении на следующее собрание нотариуса);

  • подписание участниками голосовавшими «за» принятие решения;

  • подписание участником, владеющим более 50% голосов (как обладателем контрольного пакета);

  • подписание председателем и секретарем Общего собрания.

В законе не разъясняется, каким образом должна осуществляться фиксация, и кто её должен делать, но есть существенное условие - это должно позволять достоверно установить факт принятия конкретных решений общим собранием. Значит, и определение вида, способа (аудиозапись, видеозапись), порядка хранения оригинала записи, выдача её копий остается на усмотрение самих участников и должно устанавливаться Уставом. Возможно, в скором времени получит широкое распространение голосование с использованием систем видео-конференц связи (Скайп, Вотсап и т.п.), электронно-цифровой подписи, программного обеспечения или мобильных приложений для смартфонов / планшетов, позволяющих достоверно идентифицировать участника (по фото, по отпечатку пальца и т.д.) и проголосовать по вопросам повестки дня. 

Можно предложить создать отдельный раздел в Уставе с подробным описанием: кто и каким образом такую фиксацию осуществляет, и где будут храниться данные, подтверждающие факт принятия решения общим собранием, а также ответственность за их утрату. Сделав список открытым, законодатель оставил возможность для каких-либо способов технической фиксации, нам пока неизвестных, но которые получат распространение в будущем. 

Опять же повторимся, что любой ненотариальный способ фиксации должен быть утвержден единогласным решением всех участников. Если порядок подтверждения состава и принятия решений общим собранием ООО в Уставе или отдельном решении не описан, необходимо на каждое собрание приглашать нотариуса.

Например, отдельно следует прописать способ подтверждения решений, принятых путем заочного голосования. Для ООО это может быть уже упомянутое подписание Председателем и секретарем собрания. Для АО альтернативы нет - только реестродержатель, так как нотариус, не видя кто и когда подписал бюллетень, не удостоверит факт принятия решения.

Прошедшее со времени изменения ГК РФ время показало, что ООО и АО уже приспособились к требованиям, уверенно лавируя между предусмотренными возможностями. Однако, если устав компании датирован ранее 2014 года, что до сих пор не редкость, необходимо на каждое собрание приглашать нотариуса либо подписывать протокол единогласно, включая обязательный пункт про выбор способа подтверждения решения.


1. Пункт 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ

2. п. 107 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

3. См. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 января 2018 г. по делу № А54-939/2017

4. Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утв. Приказом ФСФР от 02.02.2012г. № 12-6/пз-н

5. Письмо ФНП от 01.09.2014 № 2405/03-16-3 О Пособии по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии.

6. п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.98г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Назад

Есть бизнес – задача? Доверьте ее решение нам!

Оставьте заявку на бесплатную консультацию.

Заполните указанные ниже поля или позвоните по бесплатному номеру 8 (800) 200 - 33 - 08, чтобы один из наших специалистов мог связаться с Вами и ответить на все вопросы, связанные с оценкой бизнеса или другими нашими услугами. Это абсолютно бесплатно.

Отправляя заполненную форму, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.

Другие материалы рубрики

6 лет назад / Финансы и аудит

Корпоративный договор между собственниками: возможности и ограничения

6 лет назад / Финансы и аудит

Технология блокчейн произведет революцию и в области аудита

6 лет назад / Финансы и аудит

Реформа длиною в год