К вопросу о понятии, терминах и показателях инвестиционной ценности доходоприносящих товаров

6 лет назад /

Автор: Л. Д. Ревуцкий, к.т.н.,с.н.с. (доцент по специальности),
Член-корреспондент РАЕН
Внештатный эксперт информационного агентства «ИВИС»
г. Москва

Много любопытного открывается в интернете, когда ищешь ответ на вопрос «что такое инвестиционная ценность (ИЦ) доходоприносящего товара (актива, предмета, вещи, имущества, объекта собственности, предприятия, компании, корпорации и т.д. и т.п.).

В большинстве финансовых, экономических и правовых словарей «инвестиционные ценности – это особо рекомендуемые (для приобретения) акции компаний с точки зрения долгосрочных капиталовложений».

Как следует из Студопедии, инвестиционными ценностями в условиях рыночной эконо­мики выступают денежные средства, банковские депозитные вклады, банковские кредиты и ссуды, ценные бумаги (облигации, акции, векселя и т. д.), движимое и недвижимое имущество (здания, различные сооружения, машины, механизмы и оборудование, а также другие материальные ценности), земельные участки, права пользования землёй и другими природными ресурсами, интеллектуальные ценности (запатентованные изобретения, закрепленные авторскими права­ми открытия, ноу-хау и т. п.).

Согласно публикации «Базовые ценности бизнеса»:

инвестиционная ценность - это ценность с учетом принимаемого решения. Инвестиционная ценность предполагает конкретного собственника, его цели, намерения, возможные действия по отношению к активу. Если справедливая ценность у компании на данный момент одна, инвестиционная или стратегическая ценность является ценностью инвестиционной (стратегической) альтернативы. Альтернатив может быть много, поэтому и инвестиционная ценность у компании может быть не одна. Любая оценка для принятия решения - это как минимум три оценки: справедливой ( V0) и инвестиционной ценности ( V;), а также их сопоставление. Инвестиционная ценность отражает изменившийся потенциал компании с учетом принимаемого стратегического решения. Для принятия взвешенного стратегического решения обычно требуется оценить ряд стратегических альтернатив.

Согласно концепции NPV прирост ценности в результате принятия стратегического решения выражается формулой:

NPV = Vi - Vq,

где NPV - чистая приведенная ценность стратегического решения; Vq - справедливая ценность компании; Vi - инвестиционная ценность компании. Определение и разделение понятий справедливой и инвестиционной ценности компании являются ключом к пониманию и адекватному измерению изменения её ценности в результате принимаемого стратегического решения. Заметим также: справедливая ценность компании может быть как фундаментальной, так и рыночной, инвестиционная - только фундаментальной, внутренней, так как это ценность рассматриваемой инвестиционной альтернативы.

Не могу не отметить, что текст, взятый из публикации «Базовые ценности бизнеса», даже автору более 350 статей на темы оценочной деятельности, не считая множества републикаций этих статей, представляется не очень понятным и не убедительным, так как в нём используется много нечётких понятий: приведенная ценность стратегического решения, справедливая ценность, стратегическая ценность, фундаментальная ценность, прирост ценности и т.д.

Для обозначения одной и той же сущности, в странах Британского Содружества используется термин «инвестиционная ценность» (МСО-2, 3. 4). См. ценность. Глоссарий к стандартам оценки, а в Северной Америке и в некоторых других странах, в том числе в России, освоившей в начале 90-х годов прошлого века оценочную терминологию, принятую в США, пользуются термином «инвестиционная стоимость», как синонимом первого термина. Из последней фразы следует, что по мнению отдельных теоретиков-экономистов инвестиционная ценность и инвестиционная стоимость – это одно и то же. Указанное представление о понятиях и терминах инвестиционной ценности и инвестиционной стоимости приносящих доход товаров, как о синонимах, принципиально ошибочно и связано с «трудностями» (неправильностью) перевода на русский язык английского термина “value”, при котором понятие и термин «ценность» в вопросах современной теории и практики оценки неправомерно подменяются понятием и термином «стоимость» со всеми вытекающими отсюда негативными финансово-экономическими и социальными последствиями [ 1 ].

Читайте также
  • К вопросу о понятии «экономическая ценность»

Цитирование соображений из интернета можно продолжать и продолжать, но все эти соображения будут такого же невысокого качества, как приведенные выше.

Как нетрудно заметить, указанные ранее словарные и не словарные определения понятия инвестиционной ценности товаров отличаются небрежной примитивностью, поверхностностью суждений, отсутствием в них здравого смысла с научной точки зрения.

Поражает отсутствие в этих определениях всем понятной, объективной физической сути рассматриваемого свойства доходоприносящих и/или прочих полезных людям, желаемых людьми по другим своим качествам товаров. Среди таких качеств можно назвать свойства ряда товаров предоставлять человеку возможность испытывать чувства эстетического, этического, морально-нравственного или духовного удовлетворения, доставлять ему удовольствие, вызывать у него радость, восхищение, восторг от обладания и лицезрения предметов своего внимания, позволять людям как можно чаще ощущать счастливые, незабываемые минуты в своей жизни.

В дальнейшем в тексте статьи для краткости, вместо термина «доходоприносящий товар» будет использован термин «предприятие» - наиболее яркого представителя разновидности приносящих доход товаров.

Понятие «инвестиционная ценность» предприятия (ИЦП) оказалось довольно сложным для восприятия многими людьми, потому что в силу своей специфичности такая ценность имеет два интересующих потенциальных инвесторов измерителя: абсолютная и сравнительная (относительная) ИЦП. Абсолютный показатель ИЦП измеряется в денежных единицах, а сравнительный (относительный, удельный) показатель ИЦП – в единицах, долях единицы (или же в процентных пунктах), характеризующих соотношение величин абсолютных показателей ИЦП и масштабов (размеров) реализованных инвестиций либо капитальных вложений в рассматриваемое предприятие в течение тех или иных периодов календарного времени его эффективной работы по назначению.

Абсолютный показатель ИЦ действующих предприятий целесообразно характеризовать величиной годового (либо за какой-то иной многолетний период календарного времени) экономического эффекта произведенных инвестиций или капитальных вложений в эти объекты в денежных единицах. Кроме того, известна практика определения интегрального экономического эффекта общей суммы инвестиций в действующие предприятия за весь срок их эффективной работы, когда устанавливают значения суммарных экономических эффектов инвестиций и в том числе капитальных вложений в такие предприятия в допрогнозном, прогнозном и постпрогнозном периодах их производственно-хозяйственной деятельности вплоть до окончательного закрытия и сноса.

При этом, в качестве используемых видов рассчитываемых экономических эффектов, как правило, используют эффекты, определяемые по чистому доходу, прибыли до вычета налогов, сборов и процентов, а также по чистой прибыли действующих предприятий. В отдельных случаях, при возникшей необходимости, для расчёта величины получаемых эффектов осуществлённых инвестиций могут дополнительно использоваться показатели производимой предприятиями добавленной стоимости.

Если абсолютные показатели ИЦП характеризовать теми или иными экономическими эффектами соответствующих инвестиций и капитальных вложений, то для характеристики сравнительных показателей ИЦП следует использовать измерители экономической эффективности реально произведенных инвестиций (и капитальных вложений) во времени.

При анализе результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий в целом и их сравнительной инвестиционной ценности, в частности, целесообразно рассматривать годовые, или за тот или иной реперный период календарного времени, а также ожидаемые (прогнозируемые) интегральные показатели экономической эффективности за весь срок их приносящей доход работы, устанавливаемые по соответствующим чистым доходам, прибыли до вычета налогов, сборов и процентов, и по чистой прибыли.

В процессе расчётов значений абсолютных и сравнительных показателей ИЦП по каждому конкретному объекту анализа необходимо определять их потенциальную (нормативную) и фактическую величину, затем сопоставлять полученные показатели с целью вскрытия существующих возможностей (резервов) повышения фактических значений рассматриваемых измерителей ИЦП. Только после этого, собственники и служба менеджмента предприятия могут приступить и приступают к разработке системы мероприятий, проведение которых обеспечит максимально возможное сближение значений фактических и нормативных значений ИЦ этого предприятия.

О том, как считать абсолютные показатели ИЦП см., например, [ 2, 3 ], а сравнительно подробное изложение метода расчёта показателей экономической эффективности работы предприятий приведено в разделе 2.4. монографии [ 4 ].

Ценность единовременного прироста инвестиций и капитальных вложений в предприятие определяется по приросту соответствующих результатов его производственно-хозяйственной деятельности.

Показатели ИЦП бывают четырёх видов:

- самовозрастающими со временем;

- стабильными во времени:

- самопонижающимися со временем;

- спорадически меняющимися со временем как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

В связи с этим обстоятельством, становится интересным с научной и практической точек зрения анализировать имеющие место темпы (динамику) роста или снижения годовых или иных по времени показателей ИЦ как для отдельных конкретных предприятий, так и для их разных по размерам групп.

Определённый интерес представляет сравнение тех или иных конкретных предприятий друг с другом по абсолютным и сравнительным показателям, а также по динамике изменений их ИЦ во времени. Как это делается при использовании сравнительных показателей ИЦ по двум разным предприятиям показано в книжной публикации [ 4 ] (раздел 2.4.).

Библиографические ссылки

1. Ревуцкий Л.Д. Проблемы адекватного перевода с английского языка на русский язык слов “value”, “worth”, “cost” и “price”.

Электронный адрес статьи в интернете: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/921323.html

2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. 5 – е издание. – М.: ПолиПринтСервис, 2015. 1300 с.

3. Марголин А.М. Экономическая оценка инвестиционных проектов. Учебник для вузов. – М.: издательство «Экономика», 2007. 367 с.

4. Ревуцкий Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. Научная монография. – М.: Перспектива, 1997. 128 с.

Ключевые слова: доходоприносящий товар, предприятие, инвестиционная ценность (ИЦ) приносящего доход товара на примере предприятия, понятие, термины, показатели, виды инвестиционной ценности, динамика (темпы) изменения показателей ИЦТ (ИЦП) во времени.

Аннотация

На примере предприятия кратко рассмотрены понятие, термины и показатели инвестиционной ценности приносящих доход товаров.

Приведена элементарная классификация показателей инвестиционной ценности приносящих доход товаров по возможным трендам изменения их величины в те или иные периоды календарного времени их деятельного существования.

Обращено внимание на вопрос целесообразности соответствующего анализа динамики (темпов) изменения значений показателей инвестиционной ценности предприятий во времени и сравнения разных предприятий по величине этих показателей и уровню неиспользуемых резервов повышения экономической эффективности произведенных инвестиций и капитальных вложений..

Статья предназначена читателям, интересующимся рассматриваемой в ней темой.

06 июля 2018 г.

Леопольд Давидович,
независимый оценковед по вопросам методологии определения стоимости предприятий
E-mail: rev_ld@mail.ru

P.S. Инновационные соображения, приведенные в этой статье, позволяют продвинутым аналитикам результатов хозяйственной деятельности предприятий определять величину достигнутых уровней  экономического развития этих предприятий (Уэрп) по соответствующим показателям их инвестиционной ценности и разрабатывать комплексы мер, направленных на максимизацию значений установленных уровней.

Уэрп = ИЦПф/ИЦПн,

где ИЦПф и ИЦПн – соответственно фактические и нормативные значения показателей ИЦ рассматриваемых предприятий в выбранные для анализа периоды (промежутки) календарного времени их эффективной работы, доли единицы либо процентные пункты после умножения указанного отношения на 100%. 

Назад

Есть бизнес – задача? Доверьте ее решение нам!

Оставьте заявку на бесплатную консультацию.

Заполните указанные ниже поля или позвоните по бесплатному номеру 8 (800) 200 - 33 - 08, чтобы один из наших специалистов мог связаться с Вами и ответить на все вопросы, связанные с оценкой бизнеса или другими нашими услугами. Это абсолютно бесплатно.

Отправляя заполненную форму, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.

Другие материалы рубрики

6 лет назад / Финансы и аудит

Россия присоединяется к BEPS – чего ждать российскому бизнесу за рубежом?

6 лет назад / Финансы и аудит

Подходы аудиторских организаций к выявлению искажений в финансовой отчетности по МСФО

6 лет назад / Финансы и аудит

Российский аудит сделал решительный шаг вперед