Необходимые навыки внутренних аудиторов

1 год назад / Аудит

Автор: Александр Московкин, директор по операционным аудитам, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»

Читайте предыдущие статьи цикла «Введение во внутренний аудит»:

  1. Понятие внутреннего аудита и различие между внешним и внутренним аудитом

  2. Внутренний аудит: риски и контроли

  3. Виды внутреннего аудита

  4. Линии защиты компании. Гарта гарантий

  5. Стандарты внутреннего аудита и методические документы для внутреннего аудитора

Как известно, навык – это отработанное действие, доведённое практически до «автоматизма», при этом результат выполнения процесса получается близким к идеальному. Навыком человек овладевает, проходя через стадии «знания» (понимания процесса) и «умения» (выполнение процесса требует сосредоточенности, результат процесса может быть далёк от идеала).

Набор знаний и умений, а, следовательно, и навыков, ожидаемых от внутреннего аудитора направлен на то, чтобы поставленные перед подразделением аудита задачи были выполнены наиболее эффективно. Соответственно, набор навыков и особенно знаний должен определяться задачами, поставленными перед функцией. При этом от внутреннего аудитора не ждут, что он будет экспертом во всех областях науки и бизнес-процессах. Однако его знания должны быть достаточными для того, чтобы погрузиться в процесс и увидеть его слабые и сильные стороны. А умения должны позволить получить и проанализировать информацию, необходимую для выполнения проекта аудита (аудиторского задания). Поскольку работа внутреннего аудитора – командная работа, то наличие в штате службы сотрудников, обладающих достаточно глубокими знаниями в релевантных задачам службы областях, сделает работу службы эффективнее, чем если бы все сотрудники обладали одинаковым набором знаний и умений.

Деятельность внутреннего аудитора строится в общем виде из следующих этапов:

Для эффективного выполнения своей работы внутренний аудитор должен обладать набором навыков (знаний и умений) для каждого из указанных элементов:

Сбор информации.

Этап сбора информации подразумевает получение необходимой, полной, достоверной информации в минимальные сроки, которая в дальнейшем будет основой для формирования выводов аудита

Источниками информации являются: документы (в бумажной и электронной форме), люди (сотрудники организации и иногда внешних контрагентов), а также визуальные наблюдения процессов или объектов.

Читайте также
  • Мошенничество и внутренний аудит
  • Мониторинг выполнения плана мероприятий/действий по устранению недостатков (по результатам отчетов ВА)
  • Процедуры сбора и подтверждения аудиторских доказательств. Прикладные средства и методы внутреннего аудита
  • Стандарты внутреннего аудита и методические документы для внутреннего аудитора
  • Написание и презентация отчета

Соответственно, от внутреннего аудитора, выполняющего этот этап, следует ожидать:

  • знания структуры и бизнес-процессов организации: внутренний аудитор должен понимать, какое место в структуре занимает проверяемый процесс, с какими процессами, как и когда он взаимодействует;

  • знания информационных потоков компании: иногда получить информацию проще не в аудируемом подразделении, а в соседнем;

  • знания ИТ-систем компании: получить данные самому в ИТ-системе зачастую быстрее, чем обращаться с запросом на ее получение, конечно, при условии, что у внутреннего аудитора есть уверенность в достоверности данных;

  • знания основ аудируемого бизнес-процесса: необходимо знать, из каких элементов состоит аудируемый процесс. Трудно рассчитывать на получение адекватной информации, если не понимать ответы на свои вопросы;

  • знания применимых основ законодательства и нормативных актов компании: предварительное изучение этих документов тоже может подсказать, какую информацию и где можно получить;

  • умения устной и письменной коммуникации: корректное и вежливое общение является одним из способов выстроить эффективные отношения с источниками информации, настроить их на конструктивное взаимодействие.

Анализ и интерпретация.

Этот этап направлен на обработку полученной информации и формулирование выводов по ее итогам. Это основной этап работы внутреннего аудитора.

Как правило, в ходе обработки информации возникшие у внутреннего аудитора гипотезы о рисках и контролях процесса находят своё подтверждение или опровергаются.

Здесь внутреннему аудитору понадобятся:

  • знание профессиональных стандартов деятельности: не только выводы внутренних аудиторов, но и вся их деятельность должны строиться на основе требований Стандартов и Международных основ профессиональной практики (МОПП);

  • знание о применяемых «лучших практиках» в аудируемом бизнес-процессе и связанным с ним: трудно давать оценку о процессе в компании, не понимая, отстаёт ли в этой области компания или опережает конкурентов;

  • умение анализировать информацию, в т. ч. различную по структуре и виду: иногда может понадобиться найти взаимосвязь, например, между углом уклона дороги и периодом эксплуатации шин на основе анализа маршрутов транспорта;

  • умение логически мыслить и аргументировать имеющейся информацией свои выводы: выводы внутреннего аудитора должны быть понятны и последовательны;

  • умение оценить достаточность информации для формирования выводов: невозможно сделать вывод, не обладая полной информацией по проблеме. Здесь, однако, следует соблюдать баланс между оперативностью и достаточностью информации (патологоанатом может поставить самый точный диагноз, но время для лечения упущено).

Презентация выводов.

Этот этап, несмотря на кажущуюся простоту, не менее важен, поскольку именно по нему заказчики аудита (т.е. акционеры, члены совета директоров, собственник, высшее руководство компании) оценивают качество работы внутренних аудиторов. Аудиторский проект может быть выполнен в срок и весьма тщательно, но, если его результаты непонятны заказчику, значит, он неудачный.

Здесь внутреннему аудитору потребуются:

  • умения презентации информации: у заказчиков аудита всегда мало времени, поэтому необходимо уметь уместить результат работы нескольких месяцев в несколько минут и слайдов);

  • грамотность, знание языка: не секрет, что ошибки в тексте снижают доверие к его содержимому.

Ещё один навык, напрямую влияющий на деятельность внутренних аудиторов, – управление и взаимодействие в команде. Внутренние вудиторы чаще выполняют работы на проектах командами, чем в одиночку, и выстраивание взаимодействия внутри неё или управление ею – необходимое умение.

Следует отметить, что набор навыков (знаний и умений) у внутренних аудиторов будет отличаться в зависимости от должности, выполняемых задач и структуры службы.

Институт внутренних аудиторов проводит периодические опросы среди внутренних аудиторов, в т.ч. касающиеся необходимых компетенций в профессии. Основными базовыми компетенциями, не зависящими от уровня должности внутренних аудиторов, были названы:

  • коммуникационные навыки

  • навык идентификации проблем и предложения решений

  • постоянное обновление знаний в области законодательства, индустрии и профессиональных стандартов.

С 2015 года для профессии «внутренний аудитор» приказом Минтруда от 24.06.2015 №398н утверждён Профессиональный стандарт, который предусматривает требования по набору знаний и умений для каждого уровня должности внутренних аудиторов, а также требования к образованию и опыту работы.

Согласно ему, внутренний аудитор должен знать законодательство и нормативные акты компании в которой работает, стандарты внутреннего аудита, принципы деятельности компании (бизнес-процессы, отчётность, информационные системы), основы менеджмента, ИТ, управления проектами и других отраслей науки. Внутренний аудитор должен обладать умениями эффективной работы в команде, письменной и устной речи, анализом и оценки информации и пр.

Таким образом, в РФ официально закреплены требования к знаниям и умениям внутренних аудиторов.

Назад

Материалы по теме

Другие материалы рубрики

2 года назад / МФСО

Арендуем коров: бухгалтерский учет

2 года назад / Финансы

Корпоративный договор между собственниками: возможности и ограничения

2 года назад / Аудит

Рынок консалтинга в 2017 году: итоги и перспективы

Есть бизнес – задача? Доверьте ее решение нам!

Оставить заявку на бесплатную консультацию.

Заполните указанные ниже поля или позвоните по бесплатному номеру 8 (800) 200 - 33 - 08, чтобы один из наших специалистов мог связаться с Вами и ответить на все вопросы, связанные с оценкой бизнеса или другими нашими услугами. Это абсолютно бесплатно.

Отправляя заполненную форму, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2016.