Еще раз о недопустимом, демобилизующем засилье западных компаний на рынке рейтинговых, аудиторско-консалтинговых и оценочных услуг России

5 лет назад / Оценка

Л. Д. Ревуцкий, к.т.н., с.н.с.

г. Москва

В связи с очевидной важностью рассматриваемой проблемы для страны считаю необходимым ещё раз вернуться к этой теме, привлечь к её освещению открывшиеся мне статистические данные, в значительной степени демонстрирующие суть вопроса, о котором ведётся речь.

Недавно мной были изложены личные соображения о назревшей необходимости создания действенной системы сдержек и противовесов для крупнейших западных рейтинговых агентств, аудиторско-консалтинговых и оценочных групп компаний, работающих в России (см., например,  http://www.ocenchik.ru/docsg/2330-zapadnyh-reytingovyh-agentstv-auditorsko-ocenochnyh.html).

Развитие этой темы представлено ниже.

Под работающими в России крупнейшими западными рейтинговыми экономическими агентствами (РА) и аудиторско-консалтинговыми группами компаний (АКГК) имеются в виду:

«Большая тройка» рейтинговых агентств в составе:

  • Standard&Poors (S&P), США, 2682 обслуживаемых российских клиента по данным за 2011 г.;

  • Moody’s, CША, 2370 клиентов;

  • Fitch Ratings, США/Великобритания, 1804 клиента.

Крупнейшими рейтинговыми агентствами в мире считаются 15 агентств из примерно 100 существующих, в том числе 6 из США, 2 из Японии и по одному из Канады, Австралии, Китая, Индии, Кувейта, России и Украины. Китайское агентство Dagong занимает 11-e место (576 клиентов), индийское CIBIL 12-e (491 клиент) российское Expert RA -14-e (350 клиентов) и украинское Credo line - 15-е место (167 клиентов) в рейтинге 2011 года [ 1 ].

«Большая четвёрка» аудиторско-консалтинговых групп компаний в составе:

- Deloitte Touche Tohmatsu Лимитед (DTTL), Великобритания (в рэнкинге работающих в России в 2014 г. указанных выше групп компаний [ 2 ] и по ряду предшествующих лет ДТТЛ по не известным автору статьи причинам отсутствует);

- Ernst&Young (EY), Великобритания, общая выручка в России 15 658 730 тыс. руб., средняя численность специалистов 2921 чел.;

- PraicewaterhauseCoopers (PwC), США, 11 363 018 тыс. руб., 2342 чел.;

- KPMG, Голландия (Нидерланды), 9 698 745 тыс. руб., 2475 чел.;

- BDO Юникон, Великобритания (материнская компания) с штаб-квартирой в Брюсселе (Бельгия), 5 823 213 тыс. руб., 1491 чел.

Одной из самых крупных АКГК в общемировом масштабе является группа компаний DTTL. В 2014 г. в ней по всему миру работали 210 тыс. чел. Выручка составила 34,2 млрд. долларов США. Почему она не даёт информацию о себе по работе в России в RAEX («Эксперт РА)» остаётся загадкой.

«Большой четвёркой» являются первые четыре указанных группы компаний (без БДО Юникон). Популярны в нашей стране и имеют много клиентов консалтинговая компания McKinsey & Co. и оценочная компания American appraiser - Russia (AAR). По мнению осведомлённых специалистов-аналитиков всеми этими компаниями заправляют американцы вместе с их «компетентными органами», несмотря на формально указанный другой адрес прописки.

Всего в рэнкинге АКГК 116 компаний, и многие из остальных наших крупных компаний оказались с иностранным участием.

Никто не задаётся вопросом, почему случилось то, что случилось? Кому всё это выгодно? Зачем такое положение нужно нашему государству и обществу? Почему в США, Англии, Канаде, Японии, Австралии, Голландии и в других странах ЕС не работают наши отечественные РА и АКГК, а они у нас хорошо зарабатывают и вывозят из страны многие миллиарды рублей, обменивая их на доллары США или евро тогда, когда им так нужно? Автор этого материала не обладает необходимой информацией для аргументированных ответов на каждый из них. Думаю, что в стране есть люди, владеющие этой информацией, и они рано или поздно познакомят нас с нею.

Приведу лишь несколько примеров, убедительно показывающих необходимость продумывания и создания системы сдержек и противовесов сытному и беззаботному существованию в стране западным РА и АКГК. Здоровая конкуренция здесь уж точно не помешает, тем более в условиях введения против нас нескончаемых экономических санкций!

В 1999 г. руководителю EY Карлу Джохансону вменялась в вину недоплата налогов РФ за 1995 - 1997 гг. на сумму 750 тыс. долларов США.

В марте 2004 г. аналогичное обвинение было предъявлено руководству компании DTTL [ 3 ]. К сожалению, сумма нанесенного России этой компанией ущерба не была приведена в прессе, и чем закончилось возбуждённое против неё МВД РФ уголовное дело не известно.

Так же не понятно, заплатил руководитель EY указанную выше сумму или нет?

Не исключено, что в том и другом случае, адвокатам этих компаний удалось развалить заведенные уголовные дела.

Основные претензии нашей страны к рейтингам кредитоспособности России и её «голубых фишек», выставляемым «большой тройкой» международных РА, состоят в недопустимой политизированности и субъективности выдаваемых оценок. Субъективность они признают, политизированность - отрицают, несмотря на её очевидность.

Не стану повторять информацию по рассматриваемому вопросу, имеющуюся в интернете. Просто буду приводить ссылки на эти материалы.

О том, как политизированно фальшивят международные РА в России, и что предлагается с этим делать см. материал по электронному адресу: http://www.rg.ru/2014/04/17/rejting.html

Почему против «Большой тройки» РА выступают не только у нас, но и в США и ЕС можно прочитать по адресу: http://raexpert.ru/researches/publications/pub_29082011_6

Очевидную опасность для национальной и особенно экономической безопасности страны представляет деятельность «большой четвёрки» АКГК, вкупе с компаниями BDO Юникон, McKinsey & Company и AAR, а также крупных отечественных аудиторских фирм с иностранным участием. Материал по этому вопросу см. по адресу: http://izvestia.ru/news/570670

Любопытно, что своеобразно оправдываясь, руководство упомянутых выше РА и АКГК утверждает, что в этих компаниях работают самые лучшие специалисты России в той области трудовой деятельности, которой занимаются. Это утверждение далеко не соответствует действительности. На самом деле на работу в этих компаниях принимают свежеиспеченных выпускников финансовых и экономических ВУЗов, не имеющих практического опыта работы как в рейтингующих, аудирующих и консультирующих, так и в рейтингуемых, аудируемых и консультируемых организациях. О каком профессионализме и высоком качестве результатов их труда можно говорить, и кто из них в этом действительно заинтересован? Главное их «достоинство» - умение работать в команде (проще говоря - умение держать язык за зубами и беспрекословно выполнять любые указания начальства, в том числе и наносящие экономический, репутационный и моральный ущерб отечеству).

В целом, о качестве проведения аудита крупных отечественных компаний силами «большой четвёрки» свидетельствуют материалы обсуждения этой темы в интернете на форуме портала Audit-it (см. https://www.audit-it.ru/forum/read.php?2,1139741).

Научные, теоретические, методические публикации этих работников в СМИ и интернете отсутствуют, с отчётами о выполняемых работах познакомиться нельзя. Всё это делается преднамеренно, не просто так и о многом говорит.

Объективно получается так, что заказчики рейтингования, аудирования и консультирования своих организаций платят не за высококачественно выполненную работу (качество этой работы никто не оценивает), а за фирменный бланк и печать этих известных, работающих по всему миру компаний, в рекламирование деятельности которых и в создание их высокоплатёжеспособной клиентской базы, этими компаниями, вкладываются огромные деньги. Кроме того, в указанных компаниях разработан и успешно действует механизм внедрения своих специалистов на работу в высших органах государственного управления тех стран, в которых они функционируют, где те эффективно продвигают интересы своих бывших работодателей за солидный довесок к своей официальной заработной плате.

С другой стороны, эти же компании часто берут к себе на работу бывших крупных чиновников с обширными связями с тем, чтобы те, в свою очередь, лоббировали кровные интересы своих новых хозяев.

Чем опасна для нас такая ситуация? Как только руководству этих компаний (всем вместе или каждой в отдельности) что-нибудь не понравится в России (например, государство потребует у них нормальной прозрачности в работе, раскрытия методов выполнения аудита, перехода из ЗАО в ОАО, высокопрофессиональной экспертизы отчётов, например, о проведенной ими оценке стоимости наших крупнейших активов, и т.д.), они быстро соберут свои вещи и покинут нашу страну вместе с фирменными бланками и печатями. Многочисленные российские сотрудники таких фирм в мгновение ока окажутся никому не нужными: кроме продажи экономических интересов Родины, делать они ничего не умеют (только этому бывшие шефы их и учили). Тысячи наших новых молодых безработных придётся переучивать, перевоспитывать в моральном отношении и трудоустраивать. Нам такая серьёзная головная боль нужна?

Возможен и другой вариант неприятностей. При возникновении каких-то неблагоприятных условий для руководства «большой тройки» РА или «большой четвёрки» АКГК они не уедут из страны, но будут шантажировать наши экономические и финансовые власти тем, что сделают это, если их сомнительные для нас интересы в чём-то не будут учтены. В этом тоже нет ничего хорошего.

Справедливости ради следует сказать: кто-кто, а юристы у этих агентств и компаний высококлассные, мирового уровня. Если надо какое-то дело развалить - развалят, кого следует отмазать - отмажут (что уже случалось в 1999 и 2004 гг.).

В сложившихся условиях, с учётом факта незаконного введения к нашей стране экономических санкций со стороны США, Канады, Австралии и стран ЕС, вопрос о необходимости создания эффективной системы сдержек и противовесов для рассматриваемых западных организаций приобретает особо важное значение.

Аналогичные соображения можно встретить в докладе академика С.Ю. Глазьева «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России», который он представил на закрытом заседании межведомственной комиссии Совета безопасности РФ 15 сентября 2015 г. (опубликован в интернете по адресу: http://www.business-gazeta.ru/article/140998/).

Кое-что в России уже начали делать. В стране появились и успешно работают 4 сравнительно крупных РА: Эксперт РА (RAEX), НРА (Национальное рейтинговое агентство), РА AK&M и РА RusRating. Со временем они должны постепенно отодвигать «большую тройку» РА от установления кредитных рейтингов нашей страны и её «голубых фишек», лишать эти компании лидерства на отечественном рынке такого рода услуг. Следует подумать о целесообразности возможного укрупнения перечисленных отечественных РА за счёт объединения некоторых из них.

Но этого мало: мы должны выступить инициаторами создания международных РА в рамках Евразийского союза, СНГ, ШОС и БРИКС. Со временем их авторитет в мире будет возрастать, и они смогут составить достойную конкуренцию международной западной «большой тройке» РА.

Аналогичным образом мы обязаны поступать и в отношении АКГК, стать инициаторами их создания в рамках разнообразных объединений дружественных нам стран. Это поможет нам избавиться от мотивированного диктата западных международных компаний «большой четвёрки», постепенно вытесняя их с отечественного рынка аудиторско-консалтинговых услуг путем замены их соответствующими российскими и международными не западными компаниями.

Давно известен принцип: те страны, которые не выращивают и не кормят своих предпринимателей, управленцев, аудиторов, консультантов, оценщиков и пр., кормят и, в ущерб собственным экономическим интересам, своей национальной безопасности, будут кормить чужестранцев, в том числе и недружелюбных, а то и враждебных, что давно уже происходит у нас, в частности, с западными РА и АКГК. Хорошо бы нашей власти и депутатам Федерального Собрания РФ подумать о том, что делается в стране в рассмотренной области трудовой человеческой деятельности и принять решения, которые бы изменили имеющуюся ситуацию к лучшему.

Но это ещё не всё. «Большим тройке и четвёрке», и особенно последним, каким-то образом удалось работать в России под видом ЗАО, а не ОАО, имея тысячные численности персонала и огромные по отечественным меркам доходы. В результате такой маленькой хитрости они избавились от такой «мелочи» как внешний аудит учётной политики, бухгалтерского учёта и отчётности независимыми аудиторскими фирмами. Таким путём, российское государство и общество были лишены возможности законного контроля их деятельности и, в частности, контроля правильности величины уплачиваемых ими в наш бюджет налогов. Возникает закономерный вопрос, куда смотрят Минфин РФ и его налоговая служба, другие контролирующие органы государства?

Полагаю, что наше государство незамедлительно должно потребовать хотя бы от крупнейших западных АКГК преобразования их из ЗАО в ОАО.

Заметно, что иногда мы боремся с «мухами», оставляя в покое «змей Горынычей»!

Отсутствие в рейтинге работающих в России АКГК гиганта таких услуг ДТТL наталкивает на мысль о том, что наше государство не должно допускать таких случаев.

Все действующие в нашей стране заметные АКГК без исключения, и особенно зарубежные, по требованию государства обязаны предоставлять отечественному РА, составляющему такие рейтинги (рэнкинги), в частности, в «Эксперт РА», вся требующуюся от них информацию. Игнорирование этого требования приводит к искажению рейтинговых оценок и, как следствие, к принятию ошибочных управленческих решений, а иногда - к ощутимой потере получаемых государством доходов.

Не думаю, что мне удалось полностью исчерпать тему, которую сам перед собой поставил, но на главном, по-моему, всё-таки удалось остановиться. Буду рад, если кто-нибудь возьмётся развивать и успешно расширит эту тему.

В заключение к этой статье считаю необходимым остановиться ещё на одном, смежном вопросе.

Недавно «Эксперт РА» опубликовал рейтинг оценочных компаний России по итогам 2014 г. [ 4 ]. В этом рейтинге 104 компании. Оценочных подразделений «большой четвёрки» в нём нет. Когда-то, объёмы выполняемых ими у нас оценочных работ достигали 50,0%. Как обстоят у них оценочные дела в России сегодня - глубокая тайна! В интернете имеется информация о том, что компания KPMG продолжает заниматься оценочной работой, результаты которой не указаны, а в Академии бизнеса компании E&Y иногда проводят тренинги по оценке бизнеса и всё.

Никогда раньше рассматриваемые компании не занимались мелкими заказами на выполнение оценочных услуг и вряд ли делают это сейчас. Есть основания полагать, что их доля, вместе с компаниями BDO Юникон и AAR, на рынке таких услуг для крупных российских компаний и в настоящее время весьма значительна. Не исключено, что эта доля сегодня может достигать 85% и более. Контролирующим органам страны не следует величину этого показателя оставлять в тени, тем более, что основные доходы оценочным подразделениям Западных компаний приносит оценка стоимости основных средств оцениваемых объектов по требованию МСФО, которые они, вместе с немногими российскими оценочными компаниями «прикормленных» руководителей СРОО, выполняют для аудиторских подразделений других Западных компаний (в правилах МСФО записано, что отчёт по МСФО для предприятий не могут составлять аудиторы и оценщики из одной и той же компании). Обычно для предприятий оценку по МСФО и рыночную оценку основных средств выполняют одни и те же оценщики, чтобы не собирать информацию для получения таких оценок несколько раз. И так как доля Западных компаний в аудите по МСФО составляет, согласно А.Л. Руфу, около 85 %, то и в оценочных работах для крупных предприятий их доля также примерно такая же.

При явном попустительстве государства, с помощью ряда коррумпированных высокопоставленных участников пятой и шестой колонн нашего общества, в начале 90-х годов прошлого столетия западные (в основном, американские) компании совершили бесшумный захват рынков дорогостоящих рейтинговых, аудиторско-консалтинговых и оценочных услуг в России. Не замечать этого, десятилетиями безропотно мириться с таким положением, значит демонстрировать добровольное, молчаливое согласие на потерю значительной части нашего политического, финансово-экономического и морального суверенитета, ослабление национальной безопасности страны, снижение её авторитета в мире.

Опубликованный рейтинг оценочных компаний не показывает реальную картину рынка оценочных работ в России, не позволяет аналитикам исследовать существующее состояние этого рынка и выдавать научно обоснованные рекомендации по его рационализации.

Отчёты об оценке этих компаний не подвергаются официальной экспертизе. Известно только, что руководители самых крупных СРО оценщиков за соответствующую плату пишут собственные субъективные, всегда положительные заключения по качеству выполненной этими компаниями оценочной работы и вряд ли кровно заботятся об интересах экономической безопасности своей страны.

Со слов вице-президента, председателя экспертного совета СРО РОО (Российского общества оценщиков) Ю.В. Козыря, а он твёрдо знает, о чём говорит: «……. затратный подход (ЗП) недооценён в Международных стандартах оценки (МСО), … трудозатраты по его реализации велики, в силу чего (а также ссылаясь на МСО и best practice) компании большой четвёрки (Big4) практически никогда не используют ЗП в своей практике")».

Электронный адрес этого утверждения в интернете: http://www.appraiser.ru/default.aspx?SectionId=32&g=posts&m=175300#175300

Как можно давать положительные заключения по отчётам об оценке стоимости экономически важных предприятий, если при выполнении этой работы не используются методы ЗП, что является прямым нарушением классической (традиционной) научной теории и практики решения таких оценочных задач, и по своей сути, способом мотивированной, чуждой интересам нашего государства и общества, фальсификации величины оцениваемой стоимости?

Здесь же не могу, уже в который раз, не сказать о том (а это - самое главное), что с подачи американцев, начиная с 1993 г., для определения стоимости предприятий доходным подходом, в России повсеместно неправомерно, недопустимо, научно не обоснованно применяется метод дисконтирования денежных потоков (метод ДДП или DCF), который исторически разработан только для определения их общей экономической ценности, т.е. общего экономического эффекта от произведенных инвестиций, но не стоимости оцениваемых объектов. Поэтому полученные с использованием этого метода результаты соответствующих расчётов никакого отношения к величине искомой стоимости оцениваемых объектов не имеют, со всеми вытекающими отсюда выводами. Оставляю читателям статьи возможность самим, по собственному усмотрению, прийти к этим любопытным выводам. Скажу только, что в нашей стране наблюдаются многочисленные факты лженаучных оценочных подлогов, значительная часть которых заслуживает уголовного преследования тех, кто эти подлоги совершает и легитимизирует.

Государство и общество не должны мириться с таким положением. С моей точки зрения, государству следует обязать всех без исключения участников рынка оценочных услуг, и в первую очередь западных лидеров этого рынка, давать необходимую информацию рейтинговому агентству страны, которому поручено вести этот рейтинг. За умышленное непредоставление и/или искажение такой информации тех, кто это делает, следует строго наказывать, вплоть до лишения права работать в стране.

Кроме того, в федеральном стандарте оценки стоимости предприятий должна быть провозглашена обязательность применения методов ЗП для решения таких задач.

И, наконец, регулятору оценочной деятельности в России следует запретить применение метода ДДП (DСF) для определения стоимости предприятий как методу, не предназначенному, не пригодному для этой цели.

Отчёты оценочных подразделений «большой четвёрки» о выполненной работе должны обязательно проходить экспертизу государственных экспертов качества этих отчётов, работающих, например, при Счётной Палате РФ. Такой порядок будет способствовать снижению масштабов коррупции в оценочных делах страны.

Ошибочно считать, что рассматриваемые нами западные компании недобросовестно работают только в нашей стране. Так же безнравственно они поступают у себя на родине и в других дружественных и недружественных им странах, включая ведущие страны ЕС. Главное для них - получение крупного дохода: как правило, продают не качественные услуги, а свои флюсообразно раскрученные, дутые бренды, т.е. фирменные бланки и свою печать на отчётах. Нередко прибегают к установлению демпинговых цен на те или иные оказываемые услуги, добирая разницу с настоящими ценами, зачастую, на фиктивных других, якобы оказанных профильных услугах, оформляемых через свои зарубежные филиалы с согласия наших чиновников и руководителей, сотрудничающих с ними отечественных компаний. С информацией на эту тему можно ознакомиться в докладе А.Л. Руфа (см. http://sovnadzor.ru/rumain6/), в статье [ 5 ], в монографии [ 6 ], а также в учебном пособии [ 7 ].

Для оздоровления оценочной деятельности в стране путём создания сдержек и противовесов западным компаниям, России следует выступить инициатором появления крупных международных оценочных компаний в рамках Евразийского Союза, ШОС и БРИКС.

Полагаю и повторюсь, что наступило время подумать, рассмотреть и решить вопрос о целесообразности укрупнения ведущих российских рейтинговых агентств, аудиторских и консультационных компаний, а также имеющихся в стране обществ оценщиков и их ассоциаций. Зачем России множество РА, 5 аудиторских саморегулируемых организаций (СРО) и 15 СРО оценщиков? Первое, что приходит в голову по этому поводу: такое положение известно кому нужно, прежде всего, для того, чтобы поддерживать существование заказных коррупционных рейтингов, аудитов и оценок стоимости компаний и их объединений. Другой негативный момент этого явления, уже для самих участников таких видов деятельности, - демпинг оказываемых клиентам услуг, вынужденный уход с рынка, деградация отечественных специалистов.

Максимально укрупнённые ассоциации упомянутых организаций, вплоть до появления единственных по своему профилю, смогут гораздо эффективней, чем сегодня, защищать профессиональные, экономические, правовые, социальные и этические интересы своих участников перед государством и обществом. При этом более защищёнными окажутся государственные и общественные интересы.

Те ограничения, которые в Государственной Думе предлагается ввести и узаконить для западных АКГК, в отношении проведения аудита органов государственной власти,

государственных компаний и компаний с государственным участием (см. http://izvestia.ru/news/570670), в обязательном порядке нужно распространить и на западные оценочные компании, а также на все отечественные оценочные компании с участием иностранного капитала.

Не помешает всем нам, если государство разработает и начнёт принимать меры, направленные на побуждение и поощрение постепенного отказа рассматриваемых отечественных агентств и компаний от западного участия в их капитале и недопущение соответствующего нежелательного влияния чужестранцев на результаты работы этих организаций.

При дальнейшем усилении незаконного санкционного давления США и стран ЕС на Россию, в качестве одной из серьёзных ответных мер, государству следует лишить «большую тройку» РА, «большую четвёрку» АКГК и другие крупные западные компании, в частности, консалтинговые и особенно оценочные их группы, права работать в стране, одновременно обязав отечественные аналогичные по роду деятельности компании с иностранным участием поэтапно избавиться от западного капитала.

Построенный всеми этими компаниями успешно и бесперебойно работающий канал выкачивания недобросовестно заработанного финансового капитала из России без промедления должен быть перекрыт.

Не менее важно выявить в Министерстве финансов РФ и в других смежных органах власти чиновников, отстаивающих интересы указанных западных компаний и заменить их патриотично настроенными людьми. Как правило, упомянутые чиновники раньше работали в одной из компаний Б4.

Целесообразно также организовать строгую проверку качества отчётов об аудиторских, консалтинговых и особенно оценочных услуг, оказанных этими компаниями крупным и крупнейшим отечественным предприятиям.

Если будут выявлены серьёзные недостатки в этих отчётах, несоответствие полученных результатов действительности, страна должна потребовать компенсации нанесённого ей экономического и морального ущерба, в том числе и путём полной либо частичной конфискации имущества провинившихся компаний.

Представляется целесообразным, чтобы экономические власти государства дали поручение аналитикам, имеющим доступ к соответствующей информации, изучить опыт Китая, Индии, Бразилии и ЮАР по использованию рейтинговых, аудиторско-консалтинговых и оценочных услуг западных компаний. Всё лучшее, что есть в этом опыте должно быть усвоено и освоено у нас. От всего остального следует как можно быстрее отказаться.

Когда-то, много лет назад, США и Великобритании удалось, с помощью некоторых наших мотивированных соотечественников, втихую импортировать в нашу страну рейтинговые, аудиторско-консалтинговые и оценочные услуги, без которых мы могли обойтись, решая возникающие задачи самостоятельно, собственными усилиями.

Сейчас, в условиях незаконно применяемых к нам западными странами экономических санкций, при очередном экономической кризисе в стране и в мире, самое время приступить к малозатратному, высокоэффективному импортозамещению перечисленных выше услуг, и завершить этот безболезненный, важный для нас процесс как можно скорее.

--()--

Автору этой статьи очень бы хотелось, чтобы нашлись желающие обсуждать и развивать затронутую в ней тему.

Ссылки

  1. Крупнейшие рейтинговые агентства мира (по данным за 2011 г.). Электронный адрес в интернете: http://www.ivteme.ru/ru/article/rating_agence.html
  1. Рэнкинг крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (в том числе партнёрских объединений) и аудиторских организаций по итогам 2014 г. Электронный адрес в интернете: http://raexpert.ru/rankingtable/auditors/2014/main
  1. В России фирма Deloitte обвиняется в уклонении от налогов. Электронный адрес в интернете: http://www.roche-duffay.ru/news/80825261.shtml
  1. Рейтинг делового потенциала оценочных компаний России по итогам 2014 г. Электронный адрес в интернете: http://raexpert.ru/rankingtable/appraising/2014/main/
  1. Тришин В.Н. Оценка предприятий финансовыми аналитиками и независимыми оценщиками: разница в подходах и результатах. - М.: // «Вопросы оценки», 2008, № 4. С. 19 - 37. Электронный адрес в интернете: http://www.trishin.ru/left/publishes/rate-enterprise/
  1. Кочетков Г.Б., Супян В.Б, «Корпорация: американская модель», - СПБ: Питер, 2005. 320 с.
  1. Ножкина Т.В. Международный аудит. Учебное пособие, подраздел 19.1 раздела 19. - Петропавловск-Камчатский, КамчатГТУ, 2007. 127 с. Электронный адрес в интернете: http://eclib.net/15/47.html

Ключевые слова: рейтинговые агентства, аудиторско-консалтинговые компании, оценочные компании, Россия, рейтинги, рэнкинги, сдержки и противовесы, пути изменений существующего положения к лучшему.

Аннотация

В статье рассмотрена предлагаемая система сдержек и противовесов для работающих в России западных рейтинговых агентств, аудиторско-консалтинговых и оценочных компаний и предлагаются основные пути изменения существующего, негативного для страны положения, к лучшему.

Материал предназначен для чиновников Министерств и ведомств, занимающихся регулированием рейтинговой, аудиторской, консультационной и оценочной деятельности в России, а также для читателей, интересующихся затронутой проблемой.

20 октября 2015 г.

Леопольд Давидович

E-mail: rev_ld@mail.ru

P.S. Ниже приведен фрагмент двухтомного доклада Совета по общественному надзору за развитием бухгалтерского учёта, отчётности и аудита («Совнадзора») от 24.09.2012 г. за подписью Председателя Правления этого Совета, Генерального директора, Председателя Совета директоров АКГ «Руфаудит/Инаудит Альянс», Председателя редакционной коллегии Совнадзора, к.э.н. Руфа Алексея Л. «О действующей в РФ системе государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности», том 2 - Приложения.

Первоначально этот доклад 25.05.2012 г. в виде специального обращения был направлен Председателю Рабочего Органа Совета по аудиторской деятельности в РФ д.э.н., проф. Грязновой А.Г. и разослан для ознакомления всем остальным членам этого Совета.

Полную версию этого доклада в двух томах можно посмотреть в интернете по адресу:

http://sovnadzor.ru/rumain6/

Остаётся только сожалеть о том, что на сегодня мы не располагаем более свежими данными по рассматриваемому вопросу. Успокаивает только тот факт, что крупные и крупнейшие компании России, кроме Сбербанка РФ и ЮКОСа, когда он существовал, в последние годы аудиторов не меняли, поэтому стоимость оказываемых ими услуг вряд ли изменилась. В США, после скандала с Энроном, принят закон, согласно которому компании обязаны менять аудиторов не реже раза в 5 лет. В нашей стране аналогичного закона нет.

По моему мнению, аудит ТОП-десятки крупнейших отечественных бюджетообразующих компаний раз в пять лет должны проводить аудиторы Счётной Палаты РФ, что в конечном итоге приведёт к повышению достоверности результатов определения их стоимости и нормализации сумм их соответствующих взносов в бюджет России.

 

Приложение 1

Вопрос В.В.Путину;

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уточните, пожалуйста, сколько еще Вы будете позволять нескольким иностранным аудиторским компаниям собирать всю информацию о деятельности более 95% крупнейших общественно-значимых организаций во всех отраслях экономики и банковской сфере России, имеющих стратегическое значение для российской экономики, включая Центробанк России, в процессе сбора аудиторских доказательств? Ваше отношение к опыту Китая в данном вопросе, практически ограничившего их деятельность на своей территории?

Справочно: Данная ситуация сложилась после принятия федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», с последующими поправками. Подробное исследование содержится в соответствующем Докладе, размещенном на сайте Совнадзора: http://sovnadzor.ru/rumain6/.

В последнее время были предприняты две робкие попытки ограничить на законодательном уровне деятельность иностранных аудиторских компаний в России, закончившиеся практически ничем:

иностранные аудиторские компании занимают более 85% рынка аудиторских услуг и постепенно переходят на «предоставление информационно-консультационных услуг» в различных сферах развития российского бизнеса, в том числе «применения передовых информационных технологий для оптимизации производственных процессов, а также консультировании в области управления кадрами", сохраняя доступ ко всей информации о деятельности общественно-значимых организаций России, в том числе содержащей государственную тайну. При этом количество национальных аудиторов сокращено за последние годы почти в 10 раз!

С уважением

Алексей Руф,

Председатель Совета по общественному надзору за развитием бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, организацией государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности в РФ, к.э.н.


Приложение 2

5.8. О государственном регулировании деятельности аудиторских компаний с участием в капитале иностранных компаний.

5.8.1. В настоящее время на российском рынке аудиторских услуг активно действуют четыре аудиторские компании с участием в капитале иностранных компаний.

5.8.1.1. В соответствии с данными журнала «Эксперт» (см. приложение № 3 к настоящему письму) в 2010 году объем реализации 400 крупнейших российских предприятий составил 33 623 122 млн. рублей. Из приведенного перечня* аудиторские организации с участием иностранных компаний «обслуживали»:

Объем реализации в 2010 году «первых 400» российских предприятий (млн. рублей)

%%

PwC

8 589 023 

25,54%

ЗАО «КПМГ»

5 711 117

16,98%

«Эрнст энд Янг»

4 694 294

13,96%

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

1 590 594

4,73%

Итого объем реализации в 2010 году «первых 400» российских предприятий

33 623 122

100%

В т.ч. на «обслуживании» у «4»

20 585 028

61,21%

Примечание(*): Данные по объему реализации продукции и услуг 400 крупнейших предприятий России - 33 623 122 млн. руб. за 2010 год (Эксперт РА 400 - 2011год). В Приведенных сведениях по Большой четверке содержатся только данные из анализа 338 предприятий, на сайтах которых указаны сведения об аудиторах,

Информация об аудиторах не указана на сайтах 62 предприятий, совокупный объем реализации продукции и услуг которых составил в 2010 году 829 962 млн. руб., т.е 2,5% от общей суммы реализации продукции и услуг 400 крупнейших предприятий России

5.8.1.2. Данные об обслуживаемых аудиторскими организациями с участием иностранных компаний предприятий, входящих в «первые 400», по отраслям (на основе данных журнала «Эксперт» и информации с сайтов):



Аудиторские компании с участием иностр. компаний

Всего в таблице «400»


Кол-во

Объем ВП

(млн.руб.)

Кол-во

Объем ВП

(млн.руб.)

нефтяная и нефтегазовая промышленность

8

9 321 843

83%

16

10 759 269


химическая и нефтехимическая промышленность

10

782 308

75%

17

1 046 729


банки

22

2 203 711

92%

25

2 405 855

электроэнергетика

14

1 040 206

45%

23

2 295 514


черная металлургия

8

1 900 453

95%

11

1 990 009


цветная металлургия

6

1 107 180

86%

8

1 293 529


телекоммуникации и связь

5

844 809

80%

10

1 053 615

табачная промышленность

3

221 973

88%

4

252 313

пищевая промышленность

11

454 998

54%

25

846 910


угольная промышленность

2

186 680

86%

3

217 868

промышленность драгоценных металлов и алмазов

2

141 507

59%

5

240 598


строительство

4

171 433

49%

11

346 640

сервисные компании

2

69 336

100%

2

69 336

многоотраслевые холдинги

1

853 631

100%

1

853 631

Фармацевтическая промышленность

1

29 686

100%

1

29 686

5.8.1.3. Из 200 крупнейших банков России по показателю «Сумма собственных капиталов» в 2010 году, по версии журнала «Профиль», у 135 банков аудиторами в 2011 году были аудиторские компании с участием иностранных компаний в капитале (см. Приложение 4 к настоящему письму):

Аудиторская компания

Сумма собственных капиталов обслуживаемых банков (тыс.рублей)

Всего 200 крупнейших банков России

4 995 089 894 (100%)

В том числе:

«Эрнст энд Янг» (22 банка)

2 693 091 243 (53,92%)

ЗАО «КПМГ» (37 банков)

752 591 400 (15,06%)

PwC (26 банков)

487 121 123 (9,75%)

ЗАО «Делойт и Туш СНГ» (30 банков)

363 401 662 (7,27%)

Итого 115 банков:

4 296 205 428 (86%)

5.8.1.4. В соответствии с данными федерального справочника «Аудит в Российской Федерации. 2006-2007 годы», подготовленного при поддержке Министерства финансов РФ, в интервью исполняющего обязанности Управляющего Партнера PWC в России Питера Герендаши содержится следующая информация о масштабах деятельности:

«Абсолютное большинство ведущих компаний мира – 424 компании из 500, включенных в список журнала «Fortune», и 425 компаний мира, включенных в список журнала «Financial Time Global», являются клиентами нашей фирмы....

В России нашими клиентами являются более 2000 компаний, в том числе 137 компаний из списка Топ-400 журнала «Эксперт», доходы которых составляют две трети доходов всех компаний данного списка и около половины от ВВП России.

Среди наших клиентов 8 из 10 крупнейших предприятий черной металлургии, 4 из 6 крупнейших предприятий цветной металлургии, 6 из 10 крупнейших компаний розничной торговли, 7 из 10 крупнейших предприятий нефтяной и нефтегазовой отрасли, 7 из 10 крупнейших банков, 6 из 8 телекоммуникационных компаний».

5.8.2. Примеры «ценовой политики» аудиторских компаний с участием иностранных организаций (из открытых источников Интернета):

5.8.2.1. В апреле 2012 года:

Заказчик

Дата окончания тендера

Начальная цена Заказчика (руб.)

Цена победителя конкурса

(руб.)

Наименование фирмы -

победителя конкурса

Процентное соотношение цены «победителя» к цене Заказчика

ОАО "Мосэнерго"

02.04.2012

20 000 000

10 500 000

ЗАО ПрайсвотерхаусКуперс Аудит, г.Москва

52,5%

ОАО Банк ВТБ

03.04.2012

15 000 000

5 000 000

ЗАО Эрнст энд Янг Внешаудит, г.Москва

33,3%

ОАО "Международный аэропорт Шереметьево"

18.04.2012

6 608 000

1 500 000

ООО "Эрнст энд Янг"

22,7%

5.8.2.2. 17 мая 2012 г. 09:30 Печать Email : «Завершился конкурс по отбору аудиторской организации для проведения ежегодного аудита ОАО "Россельхозбанк" за 2012 год.

Начальная цена составила 11 800 000 рублей. Равное ей ценовое предложение сделало ЗАО "КПМГ", г. Москва. Победителем же стало ЗАО ПрайсвотерхаусКуперс Аудит, г.Москва, готовое сделать работу за сумму, в 5,6 раз меньшую - 2,1 млн. рублей (17,8% от начальной цены).

Кроме них, в конкурсе участвовали ЗАО Эрнст энд Янг Внешаудит, г. Москва (1 740 500 рублей, это в 6,8 раз ниже максимальной из предложенных цен), ЗАО БДО, г.Москва (2 175 000), ЗАО Делойт и Туш СНГ, г. Москва (10 500 000)».

5.8.3. В целях ограничения доступа иностранных компаний к информации о деятельности организаций содержащей государственную тайну, в том числе включенных в Перечень стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики (распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р), при сборе информации об их деятельности, в процессе сбора аудиторских доказательств:

5.8.3.1. Ограничить доступ аудиторских организаций с участием иностранных компаний к проведению аудита общественно-значимых организаций и организаций, имеющих стратегическое значение для российской экономики, включая Центробанк России.

5.8.3.2. Включить в государственный реестр аудиторских организаций информацию об учредителях, действующих в России аудиторских организаций.

5.8.4. В целях усиления государственного контроля за деятельностью аудиторских организаций с участием иностранных компаний и обеспечения выполнения требований Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», ввести в состав Совета по аудиторской деятельности представителей руководителей организаций и ведомств, в соответствии с пунктом 5.6.1. настоящего письма.


Компания

Регион

Отрасль

Объем реализации в 2010 г.

(млн руб.)

Аудиторская компания

(информация с официального сайта предприятия по состоянию на февраль 2012)

1

"Газпром"

-

нефтяная и нефтегазовая промышленность

3 597 054.0

PWC*

2

Нефтяная компания "ЛУКойл"

-

нефтяная и нефтегазовая промышленность

2 615 049.6

ЗАО «КПМГ»


3

Нефтяная компания "Роснефть"

-

нефтяная и нефтегазовая промышленность

1 373 145.6

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

4

РЖД

-

транспорт

1 334 240.0

БДО

5

Сбербанк России

-

банки

968 414.0

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**


6

ТНК-ВР

-

нефтяная и нефтегазовая промышленность

953 871.2

PWC*

7

АФК "Система"

-

многоотраслевые холдинги

853 631.6

ЗАО «Delloite and Touche CIS»

8

"Сургутнефтегаз"

-

нефтяная и нефтегазовая промышленность

621 513.0

Российская аудиторская компания

9

Холдинг МРСК

-

электроэнергетика

559 495.6

Российская аудиторская компания

10

"Татнефть"

-

нефтяная и нефтегазовая промышленность

468 032.0

Российская аудиторская компания

11

АК "Транснефть"

-

транспорт

447 532.0

PWC*

12

"Русгидро"

-

электроэнергетика

418 003.0

PWC*

13

"Северсталь"

-

черная металлургия

412 355.8

ЗАО «КПМГ»

14

"Евраз Груп"

-

черная металлургия

406 909.7

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

15

ГМК "Норильский никель"

-

цветная металлургия

388 104.5

ЗАО «КПМГ»

16

Группа ВТБ

-

банки

379 500.0

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**


17

X5 Retail Group

-

розничная торговля

342 701.3

PWC*

18

Объединенная компания "Русал"

-

цветная металлургия

333 542.0

ЗАО «КПМГ»

19

"Мечел"

-

черная металлургия

296 084.6

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

20

"Вымпелком"

-

телекоммуникации и связь

290 749.0

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

21

Группа "Связьинвест"

-

телекоммуникации и связь

281 059.0

ЗАО «КПМГ».


22

КЭС-Холдинг

-

электроэнергетика

275 412.0

Информация на сайте отсутствует

23

Новолипецкий металлургический комбинат

-

черная металлургия

253 695.7

PWC*

24

СИБУР Холдинг

-

химическая и нефтехимическая промышленность

239 197.0

PWC*

25

"Магнит"

-

розничная торговля

236 277.5

Российская аудиторская компания

26

Магнитогорский металлургический комбинат

Челябинская обл

черная металлургия

234 503.2

ЗАО «КПМГ»

27

"Металлоинвест"

-

черная металлургия

219 668.0

PWC*


28

Группа компаний "Мегафон"

-

телекоммуникации и связь

215 515.0

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**



29

Концерн "Росэнергоатом"

-

электроэнергетика

210 287.9

Российская аудиторская компания

30

ОПК "Оборонпром"


-

машиностроение

181 584.0

Российская аудиторская компания

31

"Ашан"

Московская область

розничная торговля

178 142.6

Информация на сайте отсутствует

32

Трубная металлургическая компания

-

черная металлургия

169 477.8

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

33

Газпромбанк

-

банки

168 406.0

ЗАО «КПМГ»

34

СУЭК

-

угольная промышленность

165 244.0

ЗАО «КПМГ»

37

Нефтегазовая компания "Русснефть"

-

нефтяная и нефтегазовая промышленность

139 077.3

Российская аудиторская компания

38

Группа "АвтоВАЗ"

Самарская область

машиностроение

137 630.0

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

39

Концерн ПВО "Алмаз-Антей"

-

машиностроение

134 699.0

Российская аудиторская компания

42

Нефтегазовая компания "Славнефть"

-

нефтяная и нефтегазовая промышленность

130 958.9

PWC*

46

"НоваТЭК"

-

нефтяная и нефтегазовая промышленность

117 024.0

PWC*

47

"Фольксваген Груп Рус"

-

машиностроение

115 027.5

Информация на сайте отсутствует

48

АК "Алроса"

-

промышленность драгоценных металлов и алмазов

113 394.0

PWC*

49

ФСК ЕЭС

-

электроэнергетика

113 330.0

PWC*

50

"Дж.Т.И. по маркетингу и продажам"

-

табачная промышленность

112 536.0

ЗАО «Delloite and Touche CIS»

51

Россельхозбанк

-

банки

107 270.0

PWC*

53

Группа компаний "Протек"

-

оптовая торговля

99 840.8

PWC*

Российская аудиторская компания

54

Группа "Еврохим"

-

химическая и нефтехимическая промышленность

97 787.5

PWC*

55

Группа ГАЗ

-

машиностроение

96 720.8

Российская аудиторская компания

56

"Нижнекамск нефтехим"

Республика Татарстан

химическая и нефтехимическая промышленность

96 516.0

PWC*

58

"Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг"

-

табачная промышленность

91 139.9

PWC*

63

Компания "М.видео"

-

розничная торговля

86 565.0

ZAO Deloitte & Touche CIS

65

ЧТПЗ

Челябинская область

черная металлургия

85 400.7

ZAO Deloitte & Touche CIS

Российская аудиторская компания

68

"Проктер энд Гэмбл"

-

химическая и нефтехимическая промышленность

82 848.3

Информация на сайте отсутствует

71

"Интер РАО ЕЭС"

-

электроэнергетика

80 799.0

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

72

Группа "Росгосстрах"

-

страхование

79 791.2

Российская аудиторская компания

73

Пивоваренная компания "Балтика"

-

пищевая промышленность

79 307.0

ЗАО КПМГ


Российская аудиторская компания

74

"Трансмашхолдинг"

-

машиностроение

77 430.8

Российская аудиторская компания

76

Группа "Фосагро"

-

химическая и нефтехимическая промышленность

76 951.0

ЗАО «КПМГ»

79

Группа "КамАЗ"

-

машиностроение

73 773.0

PWC*

80

Национальная компьютерная корпорация

-

информационные технологии

69 255.7

Информация на сайте отсутствует

81

"Трансойл"

-

транспорт

68 000.0

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

Российская аудиторская компания

82

Alliance Oil Company

-

нефтяная и нефтегазовая промышленность

66 707.1

ZAO Deloitte & Touche CIS

85

"Башкирэнерго"

Респ. Башкортостан

электроэнергетика

62 835.0

ZAO Deloitte & Touche CIS

87

"Вимм-Билль-Данн"

-

пищевая промышленность

61 610.5

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**


91

Группа компаний "Н-Транс"

-

транспорт

57 043.5

Информация на сайте отсутствует

92

ОГК-1

-

электроэнергетика

56 758.0

PWC*

ЗАО "КПМГ"

98

Группа "Росбанк"

-

банки

55 322.0

ZAO Deloitte & Touche CIS


99

"Соллерс"

-

машиностроение

55 266.0

Российская аудиторская компания

100

НПК "Уралвагонзавод"

Свердловская область

машиностроение

55 091.4

Российская аудиторская компания

101

Промсвязьбанк

-

банки

54 145.5

PWC*

102

Компания "Юнимилк"

-

пищевая промышленность

53 594.0

ЗАО «КПМГ».

104

Группа компаний "СУ-155"

Москва

строительство

53 415.0

PWC*

105

"Полюс Золото"

-

промышленность драгоценных металлов и алмазов

53 128.7

Российская аудиторская компания

106

"Энел ОГК-5"

-

электроэнергетика

52 560.6

ЗАО «КПМГ»

107

"Уралкалий"

Пермский край

химическая и нефтехимическая промышленность

51 592.0

PWC*

Российская аудиторская компания

109

Концерн "Силовые машины"

-

машиностроение

50 875.0

ЗАО «КПМГ»

110

Корпорация "Иркут"

-

машиностроение

50 815.1

КПМГ Лимитед

111

"Э.ОН Россия" (ОГК-4)

-

электроэнергетика

50 321.9

PWC*

112

Группа ЛСР

-

промышленность строительных материалов

49 949.5

ЗАО «КПМГ»

116

Нефтегазовая компания "Итера"

-

нефтяная и нефтегазовая

48 662.8

Российская аудиторская компания

119

Группа СОГАЗ

-

страхование

47 819.6

PWC*

121

МДМ-Банк

-

банки

46 753.0

ЗАО «КПМГ»


122

Группа "Акрон"

-

химическая и нефтехимическая промышленность

46 737.7

PWC*

124

Буровая компания "Евразия"

-

сервисные компании

45 222.9

ЗАО «КПМГ»

126

Дальневосточная генерирующая компания

-

электроэнергетика

45 145.2

PWC*

127

АХК "Сухой"

-

машиностроение

44 533.2

Российская аудиторская компания

128

"Самсунг Электроникс Рус Калуга"

Калужская область

машиностроение

44 519.6

PWC*

129

Авиакомпания "Ютэйр"

Тюменская область

транспорт

44 398.5

ЗАО «КПМГ»

130

Группа "Русская медная компания"

-

цветная металлургия

44 381.6

Информация на сайте отсутствует

131

Банк "Уралсиб"

-

банки

44 317.0

ЗАО «КПМГ»

132

Группа "Кокс"

-

черная металлургия

44 259.0

Российская аудиторская компания

133

Райффайзенбанк

-

банки

44 204.2

PWC*

134

"Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия"

-

пищевая промышленность

44 199.4

Информация на сайте отсутствует

135

"Пепсико Холдингс"

-

пищевая промышленность

44 176.7

KPMG LLР

136

Группа "Ингосстрах"

-

страхование

43 851.4

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

141

ЮниКредит Банк

-

банки

40 681.6

ЗАО "КПМГ


147

"Газпром-Медиа Холдинг"

-

СМИ

39 219.0

PWC*

148

"Сильвинит"

-

химическая и нефтехимическая промышленность

39 025.0

PWC*

152

Группа компаний ПИК

-

строительство

38 090.0

ЗАО «КПМГ»

154

"САН ИнБев"

-

пищевая промышленность

37 478.0

PWC*


158

"Автофрамос"

Москва

машиностроение

36 216.4

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**


159

"Хенкель Рус"

-

химическая и нефтехимическая промышленность

36 175.5

KPMG AG

161

ГКНПЦ им. М.В.Хруничева

Москва

машиностроение

36 170.9

Российская аудиторская компания

164

"Квадра-генерирующая компания"

-

электроэнергетика

35 542.5

ЗАО "Делойт и Туш СНГ"

165

Группа компаний ЛАНИТ

-

информационные технологии

35 012.7

Информация на сайте отсутствует

166

Номос-банк

-

банки

34 716.4

ЗАО «Делойт и ТУШ СНГ»


170

"Генерирующая компания"

Республика Татарстан

электроэнергетика

34 161.2

Российская аудиторская компания

171

Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"

-

машиностроение

34 017.2

Российская аудиторская компания

173

"Казаньоргсинтез"

Респ. Татарстан

химическая и нефтехимическая промышленность

33 567.0

PWC*

174

ХКФ Банк (Хоум Кредит энд Финанс Банк)

-

банки

33 324.0

KPMG AG

175

"Крафт Фудс Рус"

-

пищевая промышленность

33 140.5

PWC*

181

ТГК-2

-

электроэнергетика

31 609.1

PWC*

182

Концерн "Трак-торные заводы"

-

машиностроение

31 533.0

Информация на сайте отсутствует

183

"Гознак"

-

полиграфическая промышленность

31 486.5

Российская аудиторская компания

184

"Р-Фарм"

-

оптовая торговля

31 289.1

PWC*

185

Банк "Русский стандарт"

-

банки

31 282.0

PWC*

187

Группа компаний "Русагро"

-

агропромышленный комплекс

30 955.5

PWC*

189

"Филипс"

-

оптовая торговля

30 669.0

KPMG AG


190

Урановый холдинг АРМЗ (Атомредметзолото)

-

цветная металлургия

30 409.0

Российская аудиторская компания

193

"Интеко"

Москва

строительство

29 979.0

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**


196

"Фармстандарт"

-

фармацевтическая промышленность

29 686.6

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**


202

"Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р"

Краснодарский край

транспорт

28 569.0

Информация на сайте отсутствует

206

"Адидас"

Москва

оптовая торговля

28 157.1

Информация на сайте отсутствует

207

"Полиметалл"

-

промышленность драгоценных металлов и алмазов

28 112.9

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

208

Ситибанк

-

банки

28 010.8

ЗАО «КПМГ»

210

"Новосибирскэнерго"

Новоси-бирская область

электроэнергетика

27 947.0

PWC*

213

"Фортум"

-

электроэнергетика

27 715.9

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»


218

Банк "Санкт-Петербург"

-

банки

27 184.8

ЗАО «КПМГ»

224

"Метрострой"

Санкт-Петербург

инжиниринг, промышленно-инфраструктурное строительство

25 840.4

Информация на сайте отсутствует

230

Корпорация "ВСМПО - Ависма"

Свердловская область

цветная металлургия

24 748.2

ЗАО "КПМГ"

235

Банк "Ак Барс"

-

банки

24 311.5

Российская аудиторская компания

236

"Эйвон Бьюти Продактс Компани"

-

розничная торговля

24 296.8

PWC*

239

Группа компаний "Интегра"

-

сервисные компании

24 113.5

PWC*


240

Группа "Разгуляй"

-

агропромышленный комплекс

23 843.0

ЗАО «КПМГ»


243

"Монди Сыктыв-карский ЛПК"

Республика Коми

лесная, деревообра батывающая и целлюлозно-бум. промышленность

23 630.0

Deloitte LLP

244

Страховая группа МСК

-

страхование

23 449.9

Российская аудиторская компания

246

Группа ГМС (Гидравлические машины и системы)

-

машиностроение

23 070.0

PWC*

248

РКК "Энергия" им. С. П. Королева

Московская область

машиностроение

22 816.9

Российская аудиторская компания

250

СП "Бизнес Кар"

-

розничная торговля

22 585.3

PWC*

252

Группа компаний "Титан"

Омская область

химическая и нефтехимическая промышленность

22 307.9

Российская аудиторская компания

253

ОТП Банк

-

банки

22 293.8

ЗАО «Делойт энд Туш СНГ»


258

"Распадская"

Кемеровская область

угольная промышленность

21 436.3

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

259

ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс"

-

машиностроение

21 398.9

Российская аудиторская компания

261

"Авентис Фарма"

Москва

оптовая торговля

21 224.2

PWC*

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

262

Антипинский НПЗ

Тюменская область

нефтяная и нефтегазовая промышленность

21 168.5

Информация на сайте отсутствует

267

"Объединенные Пивоварни Хейнекен"

Санкт-Петербург

пищевая промышленность

20 770.9

KPMG Accountants N.V.

268

Группа компаний "Русский алкоголь"

-

пищевая промышленность

20 740.1

Информация на сайте отсутствует

269

Финансовая Группа "Лайф"(Пробизнесбанк)

-

банки

20 648.8

ЗАО "Делойт и Туш СНГ".

271

"Алкоа Россия"

-

цветная металлургия

20 319.5

PWC*

272

Национальный банк "Траст"

-

банки

20 227.0

ЗАО КПМГ

273

ВГТРК

Москва

СМИ

20 174.1

Российская аудиторская компания

274

"БСХ бытовая техника"

-

оптовая торговля

20 152.2

Deloitte & Touche GmbH

275

Группа РОСНО

-

страхование

20 085.5

PWC*


279

"Орифлэйм Косметикс"

-

розничная торговля

19 996.5

KPMG Accountants N.V.

282

"Тольяттиазот"

Самарская область

химическая и нефтехимическая промышленность

19 735.7

Российская аудиторская компания

283

"Панасоник Рус"

-

оптовая торговля

19 642.9

KPMG AZSA LLC


286

ТГК-11

-

электроэнергетика

19 322.7


ЗАО «КПМГ»

288

Новороссийский мор-ской торговый порт

Краснодарский край

транспорт

19 300.9

ЗАО «Делойт и Туш, СНГ»

299

Дальневосточная распределительная сетевая компания

Амурская область

электроэнергетика

18 316.4

PWC*

300

"Империал Тобакко Продажа и Маркетинг"

-

табачная промышленность

18 297.2

PWC*

301

Группа компаний R-Style

Москва

информационные технологии

18 274.8

Информация на сайте отсутствует

302

"СТС Медиа"

-

СМИ

18 267.0

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

303

Авиакомпания "Россия"

-

транспорт

18 247.0

Информация на сайте отсутствует

304

Банк "Возрождение"

-

банки

18 143.0

PWC*

305

"Нокиан Шина"

Ленинградская область

химическая и нефтехимическая промышленность

18 085.9

KPMG OY AB

306

"Вольво Восток"

-

оптовая торговля

18 031.1

PWC*

307

"Мособлгаз"

Московская область

жилищно-коммунальное хозяйство

18 025.2

Российская аудиторская компания

308

"Интернешнл Пейпер"

Ленинградская область

лесная, деревообра батыва-ющая и целлюлозно-бумажная промышленность

17 956.6

Deloitte & Touche LLP,

312

Банк "Петрокоммерц"

-

банки

17 626.2

PWC*


313

Ханты-Мансийский Банк

-

банки

17 534.9

Российская аудиторская компания

ЗАО«Делойт и Туш СНГ»

323

"Индезит Интернэшнл"

Липецкая область

машиностроение

16 413.0

KPMG S.p.A.

327

"Сименс"

-

оптовая торговля

15 944.8

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**


335

АББ

-

оптовая торговля

14 968.1

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

337

Холдинг "Титан-2"

-

инжиниринг, промышленно-инфраструктурное строительство

14 891.0

«ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»**

* компании, входящие в глобальную сеть PricewaterhouseCoopers International Limited  (ЗАО «Прайсвотерхаускуперс Аудит», ООО «ПрайсвотерхаусКуперс», ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудиторские Услуги»)

** компании, входящие в состав Ernst & Young Global Limited (ЗАО «Эрнст энд Янг Внешаудит», ООО «Эрнст энд Янг»)

Аналитические данные из Проекта Докладу Совета по общественному надзору за развитием бухучета, отчетности и аудита Президенту РФ и Правительству РФ: «Предложения по реформированию действующей в РФ системы гос. регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности»

 

 

Приложение 4 (Приложение № 2 к письму Совнадзора от 21.05.2012)


Таблица 2. Аудиторы 200 крупнейших российских банков по размеру собственного капитала (на 1 июня 2011 года)

(по версии журнала «Профиль» № 28(727) 25.07.2011)

Место

Банк

Город

Возраст (лет)

Капитал

(тыс. руб.)

Уставный капитал

(тыс. руб.)



Аудиторская компания

(информация с официального сайта банка по сост. на февраль 2012)

1

СБЕРБАНК РОССИИ

Москва

20

1 459 059 557

67 760 844

«Эрнст энд Янг»**

2

ВТБ

Санкт-Петербург

20,6

866 576 261

104 605 413

"Эрнст энд Янг”**

3

ГАЗПРОМБАНК

Москва

20,8

267 206 652

19 997 777

ЗАО «КПМГ»

4

РОССЕЛЬХОЗБАНК

Москва

11,1

160 357 421

108 048 000

PwC*

5

БАНК МОСКВЫ

Москва

17,2

136 633 802

18 000 000

Российская аудиторская компания.

6

АЛЬФА-БАНК

Москва

20,4

130 370 488

59 587 623

Российская аудиторская компания.

7

"ВТБ 24"

Москва

19,5

96 629 073

50 730 197

«Эрнст энд Янг»**

8

РОСБАНК

Москва

18,3

90 343 462

12 438 304

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

9

"ЮНИКРЕДИТ"

Москва

21,6

78 448 414

27 264 345

ЗАО "КПМГ"

10

РАЙФФАЙЗЕНБАНК

Москва

15

67 461 239

36 711 260

PwC*

11

МДМ-БАНК

Новосибирск

20,9

62 196 983

3 924 979

ЗАО «КПМГ»

12

НОМОС-БАНК

Москва

18,5

58 509 734

4 947 299

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

13

"УРАЛСИБ"

Москва

18,4

57 762 497

29 257 581

ЗАО «КПМГ»

14

ПРОМСВЯЗЬБАНК

Москва

16,1

51 941 224

10 443 008

PwC*

15

ТРАНСКРЕДИТБАНК

Москва

18,6

45 843 630

2 286 702

"Эрнст энд Янг”**

16

СИТИБАНК

Москва

17,6

40 278 533

1 000 000

ЗАО «КПМГ»

17

"АК БАРС"

Казань

17,5

35 700 316

28 215 396

Российская аудиторская компания.

18

СВЯЗЬ-БАНК

Москва

20

35 659 763

19 026 286

"Эрнст энд Янг"**

19

БАНКОВСКАЯ ГРУППА "ЗЕНИТ"

Москва

16

35 161 983

13 241 485

Российская аудиторская компания.

20

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"

Санкт-Петербург

20,7

33 897 175

367 461

ЗАО «КПМГ»

21

"РОССИЯ"

Санкт-Петербург

20,9

31 707 425

533 912

PwC*

22

"ПЕТРОКОММЕРЦ"

Москва

19,1

29 099 502

6 701 754

PwC*

23

"ГЛОБЭКС"

Москва

18,9

28 658 502

12 584 431

"Эрнст энд Янг”**

24

МСП БАНК

Москва

11,9

27 526 635

14 660 000

"Эрнст энд Янг ”**

25

"ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ"

Ханты-Манс.

18,9

27 354 668

10 500 000

Российская аудиторская компания.

26

НОРДЕА БАНК

Москва

16,8

26 933 383

1 010 900

ЗАО «КПМГ»

27

ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)

Москва

17,7

26 066 799

10 000 010

"Эрнст энд Янг ”**

28

"РУССКИЙ СТАНДАРТ"

Москва

18,2

24 250 955

1 272 883

PwC*

30

РУСФИНАНС БАНК

Самара

19,1

22 184 547

12 016 960

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

31

"ВОЗРОЖДЕНИЕ"

Москва

20,2

19 506 120

250 432

PwC*

32

АБСОЛЮТ БАНК

Москва

18,1

19 148 376

1 844 840

Российская аудиторская компания.

33

МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ

Москва

18,8

18 934 320

6 276 158

ЗАО «КПМГ»

34

"ОТКРЫТИЕ"

Москва

18,6

18 786 108

5 904 619

"Эрнст энд Янг» **

35

ОТП БАНК

Москва

17,2

17 532 332

2 797 888

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

36

КОРОЛЕВСКИЙ БАНК ШОТЛАНДИИ

Москва

17,6

16 459 180

2 751 177

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

37

МОСКОВСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Москва

18,3

15 873 443

1 354 216

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

38

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ

Москва

18,5

15 748 067

1 695 846

ЗАО «КПМГ»

39

"ЦЕНТРОКРЕДИТ"

Москва

22

15 660 040

6 695 905

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

40

"ВОСТОЧНЫЙ"

Благовещенск

20,1

14 929 258

739 684

Российская аудиторская компания.

41

ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК

Москва

17,9

13 838 114

1 638 252

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

42

МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ

Москва

20,5

13 830 543

250 000

"Эрнст энд Янг ”**

43

"ТРАСТ"

Москва

15,5

13 772 674

1 946 490

ЗАО «КПМГ»

44

КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК

Москва

14

13 618 568

8 334 900

ЗАО «КПМГ»

45

ДОЙЧЕ БАНК

Москва

13,1

12 483 533

1 237 450

KPMG AG

46

ТРАНСКАПИТАЛБАНК

Москва

18,4

12 404 140

1 816 852

PwC*

47

РУСЬ-БАНК

Москва

16,7

11 832 625

1 555 410

ЗАО «Делойт и Туш СНГ».

Российская аудиторская компания.

48

"ИНТЕЗА"

Москва

18,4

11 819 563

10 820 181

«Эрнст энд Янг» **

49

"СОЮЗ"

Москва

18,1

10 886 430

5 000 000

«Эрнст энд Янг» **

50

КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)

Москва

12,5

10 761 439

2 155 600

PwC*

51

ИНВЕСТТОРГБАНК

Москва

17,2

10 586 124

6 362 319

Информация на сайте отсутствует

52

ДЕЛЬТАКРЕДИТ

Москва

12,3

10 399 435

2 587 000

«Эрнст энд Янг» **

53

ПРОБИЗНЕСБАНК

Москва

17,9

10 218 386

3 438 329

ЗАО «Делойт и Туш СНГ».

54

БИНБАНК

Москва

17,6

10 185 132

3 415 000

ЗАО «Делойт и Туш СНГ».

Российская аудиторская компания.

56

РОСЕВРОБАНК

Москва

16,6

9 871 639

273 936

PwC*

57

ВНЕШПРОМБАНК

Москва

15,9

9 470 020

3 075 000

Российская аудиторская компания.

58

"КИТ ФИНАНС ИНВЕСТИЦИОННЫЙ"

Санкт-Петербург

19

9 155 128

7 000 000

PwC*

Российская аудиторская компания.

59

"РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ"

Москва

20,9

9 034 884

1 839 972

Российская аудиторская компания.

61

"ЮНИАСТРУМ"

Москва

17,2

8 854 785

5 099 865

«Эрнст энд Янг» **

62

СКБ-БАНК

Екатеринбург

20,6

8 822 415

1 822 775

Российская аудиторская компания.

PwC*

63

КРЕДИ АГРИКОЛЬ КИБ

Санкт-Пе тербург

19,4

8 735 802

2 883 000

Информация на сайте отсутствует

64

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР

Москва

5

8 726 810

4 435 000

ЗАО «Делойт и Туш СНГ».

65

ЭЙЧ-ЭС-БИ-СИ БАНК (РР)

Москва

15,1

8 338 778

6 888 000

ЗАО «КПМГ»

66

МАСТЕР-БАНК

Москва

18,5

8 307 464

3 357 692

Российская аудиторская компания.

69

УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Екатеринбург

20,7

8 017 256

2 004 363

ЗАО “КПМГ”

Российская аудиторская компания.

70

"РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ"

Москва

18,1

7 999 449

3 000 002

Российская аудиторская компания.

71

ДЖИИ МАНИ БАНК

Москва

13,6

7 989 865

346 150

ЗАО “КПМГ”

72

БАНК КРЕДИТ СВИСС (МОСКВА)

Москва

17,7

7 930 455

460 000

Российская аудиторская компания.

KPMG AG

73

НОВИКОМБАНК

Москва

17,6

7 731 743

3 000 000

Российская аудиторская компания. «Эрнст энд Янг» **

74

"НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ"

Москва

8,7

7 400 380

3 035 000

ЗАО «Делойт и Туш СНГ».

76

ВСЕРОССИЙСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Москва

15,2

6 831 890

1 174 230

Российская аудиторская компания.

77

ПЕРВЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ

Самара

5,4

6 423 004

1 274 698

ЗАО «КПМГ»Российская аудиторская компания.

78

"СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ"

Москва

10,1

6 407 754

3 661 000

ЗАО «КПМГ»

79

СОБИНБАНК

Москва

20,4

6 400 612

3 270 000

Российская аудиторская компания. ЗАО «КПМГ»

PwC*

80

МЕТАЛЛИНВЕСТ БАНК

Москва

17,8

6 341 013

1 140 000

Российская аудиторская компания.

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

81

"ЦЕНТР-ИНВЕСТ"

Ростов-на-Дону

18,4

6 199 281

866 000

PwC*

82

"АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ"

Благо-вещенск

19,3

5 972 434

554 290

ЗАО «КПМГ»

83

"РЕНЕССАНС КАПИТАЛ"

Москва

10,5

5 966 293

501 000

«Эрнст энд Янг»**

84

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербург

21,6

5 829 624

987 497

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

85

"СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ"

Москва

16,9

5 651 895

2 660 000

Российская аудиторская компания. ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

86

"ПЕРЕСВЕТ"

Москва

18,6

5 583 241

542 400

Российская аудиторская компания.

87

ЛОКО-БАНК

Москва

17,3

5 564 797

2 600 000

Российская аудиторская компания.

ЗАО «КПМГ»

88

СВЕДБАНК

Москва

16,8

5 459 343

5 038 000

Deloitte AB

89

"БАЛТИЙСКИЙ"

Москва

21,9

5 451 210

664 930

Российская аудиторская компания.

90

ЧЕЛИНДБАНК

Челябинск

20,6

5 390 942

808 575

Российская аудиторская компания.

PwC*

91

СОВКОМБАНК

Кострома

20,5

5 332 191

1 097 561

«Эрнст энд Янг»**

Российская аудиторская компания.

92

БАРКЛАЙС БАНК

Москва

16,9

5 274 049

3 133 934

Российская аудиторская компания. PwC*

93

БАЛТИНВЕСТБАНК

Санкт-Петербург

16,5

5 010 553

256 758

Российская аудиторская компания.

ЗАО «КПМГ»

94

"БНП ПАРИБА"

Москва

9

4 928 961

4 161 990

PwC*

Deloitte AB

95

ИНВЕСТБАНК

Калининград

22

4 818 089

1 710 097

Российская аудиторская компания.

96

"ТРОЙКА ДИАЛОГ"

Москва

8,4

4 737 536

1 174 000

PwC*

97

МОСКОММЕРЦБАНК

Москва

10,1

4 696 547

1 443 600

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

98

"СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АЛЬЯНС"

Москва

17,2

4 561 416

1 035 316

Российская аудиторская компания.

100

ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК

Челябинск

20,6

4 533 861

980 000

Российская аудиторская компания.

PwC*

101

"ГПБ-ИПОТЕКА"

Москва

17,9

4 501 594

3 249 959

ЗАО «КПМГ»

102

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ

Москва

17,5

4 427 823

2 779 795

PwC*

103

ЭНЕРГОТРАНСБАНК

Калининград

20,4

4 368 127

1 233 333

Российская аудиторская компания.

104

"ВЕСТЛБ ВОСТОК"

Москва

16,3

4 351 603

1 600 000

Ernst & Young GmbH**

106

ПЕРВЫЙ ЧЕШСКО-РОССИЙСКИЙ

Москва

15

4 150 187

3 510 152

ЗАО «КПМГ»

108

ЦЕНТРКОМБАНК

Москва

16,9

4 077 225

3 495 141

Российская аудиторская компания.

111

КРЕДИТ УРАЛ БАНК

Магнитогорск

17,5

3 950 130

908 000

ЗАО «КПМГ»

113

БАНК ЖИЛИЩНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Москва

16,6

3 772 040

350 000

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

114

"ДЕВОН-КРЕДИТ"

Альметьевск

18,9

3 720 087

900 000

Российская аудиторская компания. ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

115

НОТА-БАНК

Москва

17

3 618 305

1 070 200

Российская аудиторская компания. ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

118

ИНТЕРПРОМБАНК

Москва

15,8

3 333 399

461 760

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

119

"НАРОДНЫЙ КРЕДИТ"

Москва

17,9

3 272 451

1 511 000

Российская аудиторская компания.

120

АКИБАНК

Набережные Челны

17,5

3 269 050

2 600 296

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

125

МЕЖТОПЭНЕРГО БАНК

Москва

16,9

3 007 848

294 496

ЗАО «КПМГ»

Российская аудиторская компания.

127

МЕРСЕДЕС-БЕНЦ БАНК РУС

Москва

3,9

2 958 067

1 750 142

ЗАО «КПМГ»

128

ГУТА-БАНК

Москва

21,2

2 938 711

1 700 000

Российская аудиторская компания.

129

СЕВЕРГАЗБАНК

Вологда

17,1

2 916 110

661 215

ЗАО «КПМГ»

130

СДМ-БАНК

Москва

19,5

2 888 704

355 410

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»

132

"АГРОПРОМКРЕДИТ

Лыткарино

17

2 835 099

1 890 000

ЗАО «КПМГ»

133

"КЕДР"

Москва

19,7

2 808 991

80 668

ЗАО «КПМГ»

134

"РАЗВИТИЕ-СТОЛИЦА"

Москва

16,8

2 796 959

1 500 000

«Эрнст энд Янг»*

Российская аудиторская компания.

135

"СОЛИДАРНОСТЬ"

Самара

20,6

2 788 441

210 629

«Эрнст энд Янг»**

136

БМВ БАНК

Химки

3,2

2 765 600

895 000

ЗАО «КПМГ»

140

НОМОС-РЕГИОБАНК

Хабаровск

20,6

2 713 581

109 487

ЗАО «ДЕЛОЙТ И ТУШ СНГ»

141

БАНК КИТАЯ (ЭЛОС)

Москва

18,1

2 679 993

935 000

PwC*

142

ТОЙОТА БАНК

Москва

4,2

2 675 154

1 360 000

ЗАО «КПМГ»

143

СЭБ БАНК

Санкт-Петербург

16,2

2 669 795

2 392 000

PwC*

145

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ

ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК»

Тольятти

16,7

2 613 507

429 000

Российская аудиторская компания.

«Эрнст энд Янг»**

146

МОСКОМПРИВАТБАНК

Москва

17,1

2 566 453

1 617 743

PwC*

148

НФК

Москва

8

2 450 773

1 456 000

PwC*

149

"НАТИКСИС" (франц.)

Москва

9,4

2 423 691

1 116 180

ЗАО «КПМГ»,

ЗАО «ДЕЛОЙТ энд ТУШ»

157

ГАРАНТИ БАНК-МОСКВА

Москва

15,6

2 338 609

441 150

ЗАО "КПМГ"

158

"СВЯЗНОЙ"

Москва

18,9

2 320 413

48 000

Российская аудиторская компания.

PwC*

159

ЭКОПРОМБАНК

Пермь

18,8

2 307 619

1 704 000

Информация на сайте отсутствует

160

БФГ-КРЕДИТ

Москва

16,8

2 281 632

600 000

ЗАО «ДЕЛОЙТ И ТУШ СНГ»

169

СУМИТОМО МИЦУИ РУС БАНК

Москва

2,2

2 176 322

1 600 000

 The Institute of Internal Auditors

170

АЙСИАЙСИАЙ БАНК ЕВРАЗИЯ

Москва

13

2 135 221

1 594 078

ЗАО «КПМГ»

172

УРАЛТРАНСБАНК

Екатеринбург

20,6

2 124 404

249 866

ЗАО «КПМГ»

173

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК КИТАЯ

Москва

3,8

2 122 461

1 000 000

Limited liability company Alt-Audit

181

СТОЛИЧНОЕ КРЕДИТНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

Москва

20,7

1 888 171

565 000

ЗАО «Делойт и Туш СНГ»


182

Ю БИ ЭС БАНК

Москва

5,2

1 885 508

1 250 000

«Эрнст энд Янг»**

187

ПЕРВЫЙ РЕСПУБ-ЛИКАНСКИЙ

Москва

19,2

1 821 434

435 000

Российская аудиторская компания.

ЗАО «Делойт и Туш СНГ».

188

"БТА-КАЗАНЬ"

Казань

19,7

1 816 355

1 811 896

«Эрнст энд Янг»**

189

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ

Москва

17,2

1 806 520

555 500

Deloitte a Touche

191

"ДЕРЖАВА"

Москва

17,3

1 762 676

50 868

Российская аудиторская компания.

192

ГОЛДМАН САКС БАНК

Москва

2,6

1 757 717

1 450 000

 Дочерний банк в России Goldman Sachs (США)

193

"МОРСКОЙ"

Москва

22,2

1 742 415

809 800

Российская аудиторская компания.

PwC*

198

АЛЬТА-БАНК

Москва

18,3

1 664 388

800 000

ЗАО «КПМГ»

199

БАНК ПСА ФИНАНС РУС

Москва

3,2

1 658 850

200 000

PwC*

200

НОМОС-БАНК-СИБИРЬ

Новоси-бирск

20,7

1 658 244

800 000

Российская аудиторская компания.

* компании, входящие в глобальную сеть PricewaterhouseCoopers International Limited  (ЗАО «Прайсвотерхаускуперс Аудит», ООО «ПрайсвотерхаусКуперс», ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудиторские Услуги»)

** компании, входящие в состав Ernst & Young Global Limited (ЗАО «Эрнст энд Янг Внешаудит», ООО «Эрнст энд Янг»)

 


Назад

Материалы по теме

Другие материалы рубрики

8 лет назад / МФСО

ПБУ 8 и отпускные обязательства

8 лет назад / МФСО

Переход на МСФО сделает российских страховщиков взрослее

8 лет назад / МФСО

МСФО в России. Практика внедрения

Есть бизнес – задача? Доверьте ее решение нам!

Оставить заявку на бесплатную консультацию.

Заполните указанные ниже поля или позвоните по бесплатному номеру 8 (800) 200 - 33 - 08, чтобы один из наших специалистов мог связаться с Вами и ответить на все вопросы, связанные с оценкой бизнеса или другими нашими услугами. Это абсолютно бесплатно.

Отправляя заполненную форму, я даю своё согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2016.