Оценка отечественных автомобилей на прошедшую дату
Автор: В. Г. Романенко, к.э.н.
Агентство «ЭКСПЕРТ»
Новый федеральный стандарт оценки стоимости машин и оборудования (ФСО 10) позволяет применять текущую ценовую информацию для оценки машин на прошедшие даты. В связи с этим у оценщиков появилась возможность использовать многочисленные текущие данные о ценах предложений автомобилей , публикуемые в сети Internet на различных специализированных сайтах. Это позволяет подобрать достаточное количество аналогов максимально схожих по ценообразующим факторам с объектом оценки, что обеспечивает достоверный результат оценки на текущую дату.
Однако для перевода полученной оценки с текущей даты на дату оценки «оценщик должен проанализировать динамику цен от даты оценки до даты наступления соответствующего события и внести соответствующие корректировки» (п.12 ФСО 10).
Как правило, в качестве такой корректировки обычно применяются показатели инфляции , что ошибочно так как на прошедшую дату стоимость не только снижается вследствие инфляции, но и возрастает в связи с тем, что на прошлую дату у объекта оценки снижается срок эксплуатации и его стоимость возрастает, т.к. автомобиль условно становится более «новым».
Следовательно, применение ФСО 10 в части оценки на прошедшую дату предполагает установление функциональной связи уровня цен вторичного рынка от даты оценки до текущей даты или даты, на которую известна оценка рыночной стоимости.
В статье изложены результаты исследования оценки на прошедшую дату для популярных автомобилей отечественного производства. Приведена функциональная зависимость стоимости автотранспортных средств ( АТС) от срока эксплуатации для двух групп автомобилей, имеющих значительный вес на вторичном рынке:
- снятые с производства с 2013 года автомобили ВАЗ 2110 и ВАЗ 2115;
- производимые на дату исследования автомобили Калина, Приора, ВАЗ 2121(Нива).
Исследование было проведено по материалам сайта Auto.ru за февраль- март 2017 года, были проанализированы цены предложений на продажу более 4,5 тысяч автомобилей с годами эксплуатации от 1 года до 10 лет.
Ниже приведены данные по средней цене предложений вторичного рынка указанных марок по каждой группе.
Таблица 1
Автомобили снятые с производства, но активно продаваемые на вторичном рынке.
Марка АТС |
Средняя цена автомобиля , тыс.руб. по годам выпуска, данные сайта Auto.ru |
|||||||||
2012 |
2011 |
2010 |
2009 |
2008 |
2007 |
2006 |
2005 |
2004 |
2003 |
|
ВАЗ 2110 |
197,95 |
191,21 |
164,94 |
157,00 |
152,00 |
142,21 |
123,27 |
111,80 |
99,64 |
84,91 |
ВАЗ 2115 |
194,00 |
172,75 |
157,28 |
147,18 |
126,32 |
113,22 |
107,25 |
98,62 |
89,97 |
84,20 |
Таблица 2
Автомобили, выпускаемые на дату исследования.
Марка АТС |
Средняя цена автомобиля , тыс.руб. по годам выпуска, данные сайта Auto.ru |
|||||||||
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
2012 |
2011 |
2010 |
2009 |
2008 |
2007 |
|
Калина |
450,93 |
396,89 |
342,66 |
302,35 |
225,98 |
215,74 |
198,56 |
181,90 |
164,05 |
146,25 |
Приора |
413,85 |
400,90 |
351,53 |
289,96 |
263,80 |
236,41 |
216,49 |
199,76 |
181,29 |
167,00 |
ВАЗ 2121 |
462,71 |
413,07 |
363,41 |
323,94 |
274,98 |
260,70 |
246,76 |
239,42 |
204,43 |
203,45 |
С целью возможности сравнительного анализа функциональной зависимости для АТС с различной стоимостью указанные средние цены по годам эксплуатации были приведены к единой базе первого года эксплуатации, т.е. все данные разделены на стоимость каждого АТС за 2012 год для первой группы и за 2016 год для второй группы. Поскольку исследование проводилось на февраль-март 2017 года, то срок эксплуатации автомобилей 2012 года выпуска первой группы принимался за 5 лет, 2011года выпуска - 6 лет и т.д, для второй группы- автомобили 2016 года –принимались за 1 год эксплуатации и т.д.
- Оценка стоимости импортных автомобилей на прошедшие даты
В табл. 3 показана величина снижения стоимости относительно стоимости первого года эксплуатации для первой группы АТС, среднее значение по маркам автомобилей для каждого года и дисперсия.
Таблица 3
Марка АТС |
Снижение средних цен предложения АТС первой группы в зависимости от срока эксплуатации, в годах |
|||||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
ВАЗ 2110 |
1,000 |
0,966 |
0,833 |
0,793 |
0,768 |
0,718 |
0,623 |
0,565 |
0,503 |
0,429 |
ВАЗ 2115 |
1,000 |
0,890 |
0,811 |
0,759 |
0,651 |
0,584 |
0,553 |
0,508 |
0,464 |
0,434 |
Среднее |
1,000 |
0,928 |
0,822 |
0,776 |
0,710 |
0,651 |
0,588 |
0,537 |
0,484 |
0,431 |
Дисперсия |
0,000 |
0,053 |
0,016 |
0,024 |
0,083 |
0,095 |
0,049 |
0,040 |
0,028 |
0,004 |
Как видно из таблицы 3 дисперсия относительно среднего значения не превышает 9,5%, что существенно ниже доверительного диапазона вероятностей (20%) оценки рыночной стоимости.
На рис.1 представлен график изменения среднего значения стоимости автомобилей первой группы от срока эксплуатации и аппроксимирующая функция. Последний год выпуска автомобилей -2012 , поэтому минимальный срок эксплуатации на дату исследования -5 лет.
Рис.1
Функция снижения стоимости от срока эксплуатации первой группы АТС (ФСС1) имеет вид:
ФСС 1(Т) =1,1099е (1) ,
где:
Т- срок эксплуатации в годах относительно текущей даты.
На рисунке показан прогноз функции снижения стоимости на три года относительно последнего года исследования, т.к. на вторичном рынке представлены автомобили с эксплуатацией от 5 до 17 лет. Достоверность аппроксимации функции относительно среднего значения стоимости составляет 99,69%.
В табл. 4 показана величина снижения стоимости относительно стоимости первого года эксплуатации для второй группы АТС, среднее значение по маркам автомобилей для каждого года и дисперсия.
Таблица 4
Марка АТС |
Снижение средних цен предложения АТС первой группы в зависимости от срока эксплуатации, в годах |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Калина |
1,000 |
0,880 |
0,760 |
0,671 |
0,501 |
0,478 |
0,440 |
0,403 |
0,364 |
0,324 |
Приора |
1,000 |
0,969 |
0,849 |
0,701 |
0,637 |
0,571 |
0,523 |
0,483 |
0,438 |
0,404 |
ВАЗ 2121 |
1,000 |
0,893 |
0,785 |
0,700 |
0,594 |
0,563 |
0,533 |
0,517 |
0,442 |
0,440 |
Среднее |
1,000 |
0,914 |
0,798 |
0,690 |
0,578 |
0,538 |
0,499 |
0,468 |
0,415 |
0,389 |
Дисперсия |
0,000 |
0,048 |
0,046 |
0,017 |
0,070 |
0,051 |
0,051 |
0,058 |
0,044 |
0,059 |
Как видно из таблицы 4 дисперсия относительно среднего значения не превышает 7%, что существенно ниже доверительного диапазона вероятностей (20%) оценки рыночной стоимости.
На рис.2 представлен график изменения среднего значения стоимости автомобилей второй группы от срока эксплуатации и аппроксимирующая функция.
Рис.2
Функция снижения стоимости второй группы АТС (ФСС2) имеет вид:
ФСС 2(Т) =1,0812е (2),
где:
Т- срок эксплуатации в годах относительно текущей даты.
Вид функциональной зависимости показан с прогнозом на три года относительно последнего года исследования, т.к. на вторичном рынке могут быть представлены автомобили с эксплуатацией до 13 лет и более. Достоверность аппроксимации функции относительно среднего значения стоимости АТС составляет 98,1%.
Используя инструменты Excel достаточно просто определить стоимость автомобиля на прошедшую дату, зная рыночную стоимость на текущую или другую дату.
Пример.
При оценке нотариуса необходимо рассчитать рыночную стоимость АТС на дату смерти собственника Эта дата может быть ранее даты оформления наследства на 1,5-2 года.
Пусть срок эксплуатации оцениваемого автомобиля ВАЗ 2115 на текущую дату составляет 8 лет 4 месяца (100/12 лет) , срок эксплуатации этого автомобиля на дату смерти собственника - 6 лет 7 месяцев (79/12 лет). Рыночная стоимость автомобиля на текущую дату С т.д – 130 тыс.руб.
Значение функции снижения стоимости на текущую дату и дату оценки определяем по формуле (1)
ФСС тд(Т) =1,1099*е = 0,74
ФСС до(Т) =1,1099*е = 0,88
Коэффициент роста рыночной стоимости АТС на дату оценки относительно стоимости на текущую дату:
К роста ст. = ФСС до(Т)/ ФСС тд(Т) =1,189
Рыночная стоимость автомобиля на дату оценки для нотариуса равна:
С д.о. = С т.д * К роста ст. = 130*1,189= 154,57 тыс.руб.
Для окончательного расчета необходимо учесть инфляцию за период с текущей даты до даты оценки.
Применение полученной функциональной зависимости для оценки на прошлую дату возможно для различных отечественных автомобилей аналогичных рассмотренным выше по стоимости, времени эксплуатации, объему двигателя, конструктивным решениям.