Оценка стоимости импортных автомобилей на прошедшие даты
Автор: В. Г. Романенко, к.э.н.
Агентство «ЭКСПЕРТ»
В практической оценке стоимости автотранспортных средств (АТС) довольно часто требуется найти рыночную стоимость автомобиля на прошедшую дату. Необходимость в такой оценке возникает в судах при оспаривании конкурсными управляющими договоров купли-продажи активов предприятия в стадии банкротства, при оформлении наследства, разделе имущества и в других случаях.
До принятия федерального стандарта "Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО N 10)" единственными законными вариантами организации оценки был сбор данных о стоимости аналогов на дату оценки по ранее опубликованным предложениям на продажу при оценке сравнительным подходом или определение износа для оценки затратным подходом. Однако на практике указанная информация во многих случаях бывает недоступна по самым различным причинам. В этих условиях оценщики применяют текущую информацию по оцениваемым АТС, а затем её корректируют с учетом инфляции. До 2015 года такой подход выходил за рамки требований стандартов оценки, однако с принятием ФСО 10 такая правовая возможность появилась, т.к. п.12. указанного стандарта разрешает использовать информацию после даты оценки, в том числе текущие ценовые данные о стоимости предлагаемых к продаже автомобилей.
Для практического применения этих данных необходимо установить функциональную зависимость рыночной стоимости на дату оценки (дату в прошлом) от стоимости на текущую дату. Рыночная стоимость на прошедшую дату не только снижается вследствие инфляции, но и возрастает. Это связано с тем, что оцениваемое АТС на прошедшую дату оценки имеет меньший срок эксплуатации и его стоимость на вторичном рынке будет выше, чем текущая с большим сроком эксплуатации.
Таким образом, оценщик должен учитывать два противоположных направления изменения стоимости автомобиля на прошедшую дату оценки - его уменьшение как следствие инфляции и одновременное увеличение в связи с уменьшением срока эксплуатации оцениваемого АТС. Особенно это важно для судебных оценочных экспертиз , когда оценщик по факту определяет решение суда и своей оценкой непосредственно затрагивает интересы сторон судебного процесса.
- Оценка отечественных автомобилей на прошедшую дату
Исследование было проведено по материалам сайта Auto.ru за февраль, март 2017 года, были проанализированы цены предложений на продажу более 7 тысяч автомобилей с годами эксплуатации от 1 года до 10 лет различных марок .
Исследуемые АТС были разделены на две группы, первая группа- это автомобили японского, корейского и американского брендов, вторая группа- немецкие автомобили.
С целью возможности сравнительного анализа функциональной зависимости для АТС с различной стоимостью, указанные средние цены по годам эксплуатации были приведены к единой базе 2016 года, т.е. все данные разделены на стоимость каждого АТС за 2016 год. Поскольку исследование проводилось на февраль, март 2017 года, то срок эксплуатации автомобилей 2016 года выпуска принимался за 1 год, 2015 года выпуска- 2 года и т.д. На рис.1 приведен график изменения цен автомобилей и среднего значения по исследуемым маркам от количества лет эксплуатации первой группы .
Рис.1
На рис.2 приведен график изменения цен АТС и среднего значения за исследуемый период от количества лет эксплуатации второй группы АТС .
Рис.2
Как видно из графиков на рис.1 и 2, среднее значение цен предложений по каждой группе АТС практически совпадает с графиками изменения цен отдельных марок автомобилей, что подтверждается также невысокой дисперсией значений стоимости автомобилей относительно среднего значения – от 0,009 до 0,053.
На рис.3 представлен график изменения среднего значения стоимости АТС каждой группы и аппроксимирующая функция: верхний график- для первой группы АТС, нижний- для немецких автомобилей.
Рис.3
Как видно из рис.3, функциональная зависимость снижения стоимости от количества лет эксплуатации на вторичном рынке каждой группы практически не зависит от марок автомобилей, объема двигателя , вида передачи и определяется в основном сроком эксплуатации данного АТС.
Функция снижения стоимости первой группы АТС (ФСС) имеет вид:
ФСС1(t) = 1,0358- 0,2855* Ln(t) ,
где t - срок эксплуатации АТС в годах.
Функция снижения стоимости второй группы АТС (немецкого производства) имеет вид:
ФСС2(t)= 0,9826-0,3233*Ln(t)
Данная функциональная зависимость снижения стоимости АТС вторичного рынка позволяет достаточно просто с помощью инструментов Excel по количеству лет эксплуатации рассчитать рыночную стоимость на прошлую дату зная стоимость на текущую дату.
Например, оценка АТС для нотариуса должна производиться на дату смерти собственника, при этом на данную дату срок эксплуатации автомобиля корейского производства составляет 4 года и 7 месяцев. На текущую дату срок эксплуатации АТС - 7 лет и 2 месяца (86/12 лет), коэффициент роста стоимости будет равен отношению значения функции ФСС на дату оценки к значению на текущую дату.
Значение функции снижения стоимости на дату оценки:
ФССдо = 1,0358- 0,2855* Ln(55/12)= 0,601
Значение функции снижения стоимости на текущую дату:
ФССтд = 1,0358- 0,2855* Ln(86/12)= 0,474
Коэффициент роста стоимости АТС на дату оценки относительно стоимости на текущую дату равен:
Крс = Фдо/Фтд = 1,268
Для окончательного расчета стоимости автомобиля на прошлую дату необходимо коэффициент роста стоимости Крс уменьшить на инфляцию за период с текущей даты до даты оценки.
Полученная функциональная зависимость позволяет не только определять стоимость на прошедшую дату, но может применяться для расчета будущей стоимости АТС при разработке инвестиционных проектов , например проекта таксопарка при определении остаточной стоимости транспортных средств.